Главная» 8 класс » Биология

План конспект по биологии 8 класс Урок 44 Строение спинного мозга
02.10.2016, 15:43

Урок 44

Строение спинного мозга

Цели урока: сформировать знания о строении и функ­циях спинного мозга; разобрать принцип действия дуги безусловных рефлексов спинного мозга.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения:                              информационно-рецептивный,

проблемного изложения материала, частично поисковый.

Формы организации учебной деятельности: индиви­дуальная, фронтальная, парная.

Средства обучения: учебник, компьютер, мультимедиа­проектор, ЦОР, таблицы и модели с изображением спин­ного мозга.

Предметные результаты обучения:

  • характеризовать строение спинного мозга;
  • описывать, как осуществляются рефлекторная и проводниковая функции спинного мозга;
  • строить схемы рефлекторных дуг безусловных спин­номозговых рефлексов.

Метапредметные результаты обучения:

  • познавательные — анализировать, обрабатывать и интерпретировать информацию и использовать для ре­шения учебных задач;
  • регулятивные — оценивать результаты деятельнос­ти, вносить коррективы в их выполнение;
  • коммуникативные — полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, всту­пать в диалог и дискуссию; эффективно работать в паре при решении учебной задачи.

Личностный результат обучения:

  • проявлять познавательный интерес, направленный на изучение нервной системы человека.

Ход урока

I.                           Организационный этап и актуализация знаний

Учащиеся записывают в тетрадях определения понятий. В случае затруднений обращаются к слова­рю биологических терминов и алфавитному указате­лю учебника.

Нейрон —_______________________________________________

Нейроглия —____________________________________________

Дендрит —---------------------------------------------------------------------

Аксон —________________________________________________

Синапс —_______________________________________________

Нервы —________________________________________________

Нервные узлы —________________________________________________________________

Нервные волокна —______________________________________

Нервные окончания —____________________________________

II.                           Изучение нового материала

1.                           Работа с ЦОР о спинном мозге. Учащиеся изу­чают строение спинного мозга по рис. 123 § 43 учеб­ника. Обсуждение вопросов.

—                           Где находится спинной мозг?

—                           Чем образованы спинномозговые нервы, их передние и задние корешки?

—                           Из чего состоит белое вещество спинного мозга?

—                           Из чего состоит серое вещество спинного мозга?

—                           Что такое восходящие и нисходящие нервные пути?

2.                           По результатам работы учащиеся заполняют пропуски в тексте.

Строение и функции спинного мозга

  1. Спинной мозг —_____________________________________

Длина — __________________ , диаметр — __________ , масса —

  1. Функции спинного мозга:____________________________ ,
  2. В центре спинного мозга проходит____________________
  3. Спинномозговая жидкость (120—150 мл) синтезиру­ется сосудистыми сплетениями желудочков мозга, по со­ставу близка к плазме крови.

Функции спинномозговой жидкости:

  • защищает головной и спинной мозг от толчков и со­трясений;
  • обеспечивает питательными веществами и кисло­родом все отделы ЦНС;
  • поддерживает определенный уровень осмотиче­ского давления.

—                             Какие функции выполняют передние, задние и боковые столбы (рога) спинного мозга? Учащиеся оформляют в тетрадях ответ в виде схемы или таб­лицы.

3.                             Просмотр ЦОР о рефлекторной функции спин­ного мозга. Работа в парах. Учащимся предлагается построить и объяснить схему рефлекторной дуги ко­ленного рефлекса.

В случае затруднений учащиеся обращаются к рисункам учебника. Взаимопроверка результатов выполнения работы и коррекция под контролем учителя.

4.                             Рассказ учителя в сопровождении ЦОР о про­водниковой функции спинного мозга.

—                             В чем заключается проводниковая функция спинного мозга?

5.                             Учащиеся решают предложенные ситуатив­ные задачи и обсуждают их сначала в парах, затем в четверках. Далее фронтальная проверка правиль­ности выполнения заданий, внесение исправлений и коррекция под контролем учителя.

В результате нейрохирургической операции у че­ловека нарушено проведение нервных импульсов в ЦНС.

 

Rnnnnrhi                                         из спинного мозга в головной,

вопросы                                                                                                   из голов-

а в обратном направлении

r                                                                                                                                                                                 г                       ного мозга

нервные импульсы проходят СПИнной

нормально

Возможны ли произвольные движения ноги?

Возможны ли

болевые

ощущения?

Сохранится ли при этом коленный рефлекс? Почему?

III.                           Закрепление нового материала и рефлексия

А. Учащимся предлагается заполнить обобщаю­щую таблицу.

Функции спинного мозга (СМ)

Функции корешков

^                                        Функции           Функции              спинномозговых

СМИИ серого                                                           белого                              нервов

вещества СМ вещества СМ --------------------------------------------------------

задних передних

Б. Самооценка деятельности.

Учащимся предлагается закончить фразы:

На уроке у меня получилось ..., я запомнил(а) ..., я буду знать, что .... Если бы я нарисовал(а) лестни­цу успеха ..., я бы сегодня на уроке поместил(а) себя из пяти ступенек на ... .

IV.                           Домашнее задание

§ 44 учебника; начертить в тетради схему реф­лекторной дуги безусловного защитного рефлекса — отдергивание руки от горячего предмета (утюга).

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 02.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar