Главная» 8 класс » Биология

План конспект по биологии 8 класс Урок 45 Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка
02.10.2016, 15:44

Урок 45

Строение головного мозга.

Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка

Цели урока: сформировать знания об особенностях строения и функциях продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка как отделах, регулирующих сложную безусловно-рефлекторную деятельность органов и систем.

Тип урока: комбинированный с элементами лабора­торных исследований.

Методы обучения:                              информационно-рецептивный,

проблемного изложения материала, частично поисковый.

Формы организации учебной деятельности: индиви­дуальная, фронтальная, парная.

Средства обучения: учебник, компьютер, мультимедиа­проектор, модель головного мозга человека, ЦОР «Про­долговатый мозг».

Предметные результаты обучения:

  • перечислять элементы строения и функции продол­говатого и среднего мозга, моста и мозжечка;
  • проводить эксперименты и самонаблюдения, выяв­ляющие функции мозжечка.

Метапредметные результаты обучения:

  • познавательные — анализировать, обрабатывать и интерпретировать информацию, полученную на основе самонаблюдений и экспериментов; строить логическую цепочку рассуждений;
  • регулятивные— планировать цель и пути ее дости­жения, контролировать и оценивать результаты деятель­ности, вносить коррективы в их выполнение;
  • коммуникативные— полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, всту­пать в диалог и дискуссию; эффективно работать в паре при решении учебной задачи.

Личностный результат обучения:

  • проявлять познавательный интерес и мотивы, на­правленные на изучение головного мозга человека.
 

I.                           Организационный этап и проверка домашнего задания

А. У доски два ученика выполняют задания: по­строение схем рефлекторных дуг безусловных спин­номозговых рефлексов — коленного и защитного (отдергивание руки от горячего предмета). Учащие­ся называют части рефлекторной дуги и объясняют, в чем заключается рефлекторная функция спинного мозга.

Б. Фронтально — задание в тестовой форме.

1.                           В среднем длина спинного мозга у взрослого человека

а) 20 см б) 95 см в) 150 см г) 45 см

2.                           Серое вещество спинного мозга состоит из

а)                тел двигательных и вставочных нейронов

б)                аксонов двигательных нейронов

в)                аксонов чувствительных нейронов

3.                           Белое вещество спинного мозга состоит из

а)                аксонов

б)                тел двигательных и вставочных нейронов

4.                           Функция серого вещества спинного мозга

а) опорная                                     в)проводниковая

б) секреторная                              г) рефлекторная

5.                           Проводящие пути спинного мозга расположе­ны в

а)                белом веществе         в) позвоночнике

б)                сером веществе         г) центральном канале

6.                           В задних рогах спинного мозга проходят пучки нервных волокон

а)                чувствительных         в) вставочных

б)                двигательных

II.                           Актуализация знаний и изучение нового ма­териала

1.                           Учащиеся работают в парах с разборной моде­лью (или пластинчатым препаратом) головного моз­га по инструктивной карточке. Дополнительно уча­щиеся рассматривают на рис. 126 в § 45 учебника строение головного мозга и составляют опорную схе­му «Отделы головного мозга».

 

Инструктивная карточка по изучению головного мозга

  1. Найдите и назовите все отделы головного мозга.
  2. Выясните, как распределяется в его отделах серое и белое вещество. Каково значение серого вещества мозга?
  3. Найдите толстые пучки белого вещества, соединяю­щие большие полушария. Каково значение белого веще­ства?
  4. Выясните, как соединены большие полушария со средним мозгом.
  5. Какие отделы головного мозга имеют складчатую поверхность? Какое значение имеет эта складчатость?

Коллективное обсуждение результатов работы, коррекция знаний и уточнение опорной схемы под контролем учителя.

2.                             Работа с ЦОР о продолговатом мозге и мосте и беседа по вопросам.

—                             В древности анатомы называли продолгова­тый мозг «жизненным узлом». На основании каких наблюдений они сделали такое заключение?

—                             Каковы функции продолговатого мозга и моста?

—                             Приведите примеры рефлексов, нервные цент­ры которых находятся в продолговатом мозге. По­стройте рефлекторную дугу для одного из них (на выбор).

3.                             С целью изучения работы мозжечка, продолго­ватого и среднего мозга проводится лабораторная ра­бота «Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга. Рефлексы продолговатого и среднего мозга». Учебная деятельность организуется в парах. Учащиеся исполь­зуют рис. 127 и выполняют задание № 2 § 45 учебника по изучению мигательного рефлекса.

Дополнительно учащиеся проводят эксперимен­ты по изучению рефлексов среднего мозга (в учебни­ке не описаны):

—                             рефлексы, поддерживающие равновесие тела (сохраняющие устойчивость);

—                             ориентировочный рефлекс.

Эксперимент № 1. Испытуемый принимает

позу Ромберга: одна ступня касается носком пятки другой ступни, расположенной впереди (ступни

должны находиться на одной прямой одна впереди, другая сзади). Руки сложены в замок, локти сближе­ны. Предупреждение: при потере равновесия пере­ставлять ноги нельзя.

—                         Что происходит через несколько минут?

—                         Как испытуемый восстанавливает равновесие?

Сначала испытуемый стоит неподвижно, затем

начинается покачивание и возникают значительные отклонения туловища от положения равновесия. Для его компенсации ученик балансирует руками и отставляет в сторону одну ногу, при этом нарушая инструкцию.

Эксперимент JV? 2. Экспериментатор (учитель) дает ученикам (испытуемым) небольшое задание — предлагает прочитать небольшой текст. Как только все ученики приступают к чтению, он неожиданно и достаточно сильно стучит карандашом по столу. Что происходит? Почему?

В этот момент большинство учеников прекратят чтение и непроизвольно повернут голову к источни­ку звука. При многократном повторении раздражи­тель теряет новизну и ориентировочный рефлекс не проявляется.

III.                         Закрепление нового материала и рефлексия

А. Обсуждение поисковых вопросов.

—                          Почему черепно-мозговые травмы в затылоч­ной области представляют угрозу для жизни?

—                          Почему самым развитым мозжечком обладают гимнасты, балерины, фигуристы?

Б. Предложите решение практической задачи.

—                            Попросите своего товарища согнуть руку в локте и стать напротив вас. Ухватите его за пред­плечье и предложите ему тянуть на себя руку, кото­рую вы будете удерживать. Когда испытуемый разо- вьст достаточно сильное напряжение, неожиданно отпустите руку. Что произойдёт? Почему? Результат функционирования какого отдела головного мозга вы наблюдали?

IV.                          Домашнее задание

§ 45 учебника; составить и начать заполнение таб­лицы «Строение и функции отделов головного мозга человека».


 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 02.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar