Главная» 8 класс » Биология

План конспект по биологии 8 класс Урок 46 Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка
02.10.2016, 15:45

Урок 46

Передний мозг.

Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий

Цели урока: сформировать знания о строении и функ­циях промежуточного мозга и коры больших полушарий головного мозга; показать ведущую роль больших полу­шарий в формировании поведенческих реакций; рас­крыть асимметрию и функциональную специализацию левого и правого полушарий.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения:                              информационно-рецептивный,

проблемного изложения материала, частично поисковый.

Формы организации учебной деятельности: индиви­дуальная, фронтальная, дифференцированно-групповая.

Средства обучения: учебник, компьютер, мультиме­диапроектор, ЦОР («Функции основных зон полушарий большого мозга», «Строение больших полушарий», «До­ли полушарий»).

Предметные результаты обучения:

  • называть элементы строения и функции промежуточ­ного мозга и коры больших полушарий головного мозга;
  • объяснять, в чем заключается асимметрия полуша­рий.

Метапредметные результаты обучения:

  • познавательные — ориентироваться в текстах, ана­лизировать, обрабатывать и интерпретировать информа­цию с целью выявления причинно-следственных связей; выделять значимые функциональные связи между частя­ми целого;
  • регулятивные — самостоятельно создавать алгорит­мы действий при решении поисковых задач, контролиро­вать и оценивать результаты деятельности;
  • коммуникативные — полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, всту­пать в диалог и дискуссию; эффективно работать в паре и группе при решении учебной задачи.

Личностный результат обучения:

  • проявлять познавательный интерес, направленный на изучение головного мозга человека.
 

I.                                          Организационный этап и актуализация знаний

Блиц-опрос. Вопрос—ответ.

1.                           Ответная реакция на влияние внешней и вну­тренней среды при участии ЦНС ....

2.                           Общее количество пар черепных нервов ....

3.                           Белое вещество головного мозга представле­но ... .

4.                          Отдел мозга, отвечающий за координацию дви­жений, — это....

5.                           Чем образованы (серым или белым веществом) кора мозжечка, подкорковые ядра и кора больших полушарий?

6.                           Отдел мозга, в котором находятся центры ды­хания, кровообращения, выделения, — это ....

7.                           Отделы мозга, имеющие кору из серого вещест­ва, — это ....

8.                           К периферической нервной системе относят ....

9.                           Функции спинного мозга ... .

10.                          Два полушария мозжечка соединяет ....

11.                          Два полушария головного мозга соединяет ....

12.                          Какой отдел мозга является центром ориен­тировочных рефлексов и мышечного тонуса и позы тела?

13.                          Структуры (отделы), входящие в задний мозг, — ....

14.                          Наиболее древний отдел головного мозга, при его повреждении наступает мгновенная смерть, — ....

15.                          Какие отделы различают в переднем мозге?

II.                                           Изучение нового материала

1.                           Рассказ учителя об особенностях строения и функциях промежуточного мозга. По ходу рассказа учащиеся продолжают заполнение таблицы «Строе­ние и функции отделов головного мозга человека», рассматривают расположение и строение промежу­точного мозга (по рисункам или в анатомических ат­ласах).

2.                          Физкультминутка, в конце которой учащиеся выполняют упражнения произвольно. Неожиданно учитель дает команду «Замри!». Учащиеся застывают в разных позах. Можно наблюдать позный рефлекс, центры которого находятся в промежуточном мозге.

 

Команда «Замри!» вызвала остановку движения. При этом одновременно заблокировались движения во всех суставах тела. При остановке движения все мышцы противоположного действия всех суставов одновременно сократились, фиксируя новую позу тела.

Учащимся предлагается подумать, а что бы про­изошло, если бы рефлекс не сработал. Обсуждение и анализ предлагаемых ответов.

3.                              Дифференцированно-групповая работа уча­щихся.

Задания для групп.

Группа 1

Просмотрите ЦОР о строении больших полуша­рий и опишите их анатомо-физиологические особен­ности, используя вопросы как алгоритм.

—                             Что представляют собой большие полушария мозга?

—                             Как соединяются правое и левое полушария мозга?

—                              Как расположено серое и белое вещество в по­лушариях?

—                              Какие функции выполняет серое и белое веще­ство?

—                             Почему поверхность полушарий собрана в складки?

—                              Назовите и покажите на учебных таблицах (слайдах) наиболее крупные борозды и извилины.

Группа 2

Просмотрите ЦОР о долях коры больших полу­шарий и опишите их особенности:

—                              Используя рис. 129 учебника или учебные таб­лицы, назовите и опишите расположение долей больших полушарий головного мозга.

—                              В учебнике найдите информацию о функциях древней, старой и новой коры больших полушарий. Представьте эту информацию для класса в виде опорной схемы или таблицы.

Группа 3

Просмотрите ЦОР о функциях основных зон ко­ры, опишите их особенности:

1)                          Используя рис. 130 учебника или учебные таб­лицы, назовите и опишите расположение основных зон коры.

2)                          Используя текст учебника, опишите функции чувствительных (сенсорных), двигательных и ассо­циативных зон коры. Представьте эту информацию в виде опорной схемы или таблицы.

4.                          Учитель предлагает учащимся пройти психо­логический тест «Художник или мыслитель?», по­зволяющий изучить особенности функциональной специализации полушарий (задания и вопросы для тестирования можно найти в интернет-источниках). Учащиеся анализируют полученные результаты и определяют, к какому типу они относятся.

Постановка поисковых вопросов и мини-дискус- сия.

—                          Предположите, почему есть люди-правши и люди-левши?

—                          Нужно ли левшей заставлять писать правой рукой?

5.                          Рассказ учителя об асимметрии головного мозга. По ходу рассказа учащиеся составляют опор­ную схему, в которой отражают функции левого и правого полушарий.

III.                                          Закрепление нового материала и рефлексия

А. Беседа и решение ситуативных задач.

—                          Исследованиями установлено, что глазное яб­локо и зрительный нерв не повреждены. Но больной потерял зрение. Чем это можно объяснить?

—                          В какой доле и зоне коры больших полушарий произошло повреждение нервных центров, если у пострадавшего в результате ДТП наблюдается пара­лич левой ноги и отсутствует кожно-мышечная чув­ствительность в левой руке?

—                          Собака с удаленной корой больших полушарий движется, но точность движений у нее нарушена, она не способна обойти препятствие, не узнает хозяина, не реагирует на кличку; способна умереть от голода, находясь рядом с пищей. Обезьяны быстро погибают после подобной операции. Все индивидуальные при­обретенные реакции у них исчезают и большую часть времени они проводят в состоянии сна.

Какие выводы можно сделать на основе наблюде­ний за животными с удаленными полушариями го­ловного мозга?

Б. Обозначьте знаком « + » функции правого и ле­вого полушарий головного мозга человека.

Правое                                                                                                           Левое

Процессы                                                                                г

г                                                                                         полушарие полушарие

Письменная речь

Логика, математические способности

Образное мышление

Движения левой руки

Ориентация в пространстве

Чтение

Музыкальность

Пространственное воображение

IV.                                                 Домашнее задание

§ 46 учебника, закончить оформление опорных схем или таблиц.

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 02.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar