Главная» 8 класс » Биология

План конспект по биологии 8 класс Урок 47 Соматический и вегетативный отделы нервной системы
02.10.2016, 15:47

Урок 47

Соматический и вегетативный отделы нервной системы

Цели урока: сформировать знания об особенностях строения и функциях периферической НС; показать отли­чия соматической НС от вегетативной и раскрыть адап­тивную роль двойной вегетативной иннервации органов.

Тип урока: комбинированный с элементами лабора­торных исследований.

Методы обучения: информационно-рецептивный, про­блемного изложения материала, частично поисковый.

Формы организации учебной деятельности: индиви­дуальная, фронтальная.

Средства обучения: учебник, компьютер, мультиме­диапроектор, ЦОР.

Предметный результат обучения:

  • перечислять элементы строения и функции сомати­ческого и вегетативного отделов нервной системы, рас­познавать их на учебных таблицах, рисунках.

Метапредметные результаты обучения:

  • познавательные — ориентироваться в текстах, вы­делять основную информацию, выбирать критерии для сравнения объектов и процессов, составлять опорные схе­мы и таблицы;
  • регулятивные — контролировать и оценивать ре­зультаты деятельности, вносить коррективы в их выполне­ние;
  • коммуникативные — полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, всту­пать в дискуссию; эффективно работать в паре при выпол­нении заданий.

Личностный результат обучения:

  • проявлять познавательный интерес, направленный на изучение организма человека.

Ход урока

I.                           Организационный этап и проверка домашнего задания

Учащиеся выполняют задание в тестовой форме.

1.                           Центр жизненно важных безусловных рефлек­сов:

а)                средний мозг

б)                продолговатый мозг

в)                промежуточный мозг

2.                           Центр координации движений:

а)                промежуточный мозг

б)                продолговатый мозг

в)                мозжечок

3.                           Средний мозг отвечает за:

а)                образование ориентировочных рефлексов

б)                мышечный тонус

в)                регулирует сердечно-сосудистые рефлексы

4.                              Гипоталамус управляет

а)                  вегетативными функциями организма

б)                  функциями желез внутренней секреции

в)                  мышечным тонусом

5.                              Слуховая зона коры головного мозга располо­жена в доле

а) височной                                                 в) лобной

б) затылочной                                            г) теменной

6.                              Передний мозг

а)                  является основой психической деятельности

б)                  обеспечивает движение

в)                  принимает и анализирует сигналы от органов чувств

7.                              В ствол головного мозга входят отделы:

а)                  продолговатый мозг, мост, мозжечок

б)                  продолговатый мозг, мост, средний мозг, моз­жечок

в)                  промежуточный мозг, средний мозг, мост

8.                              Промежуточный мозг является:

а)                  высшим центром вегетативной нервной системы

б)                  центром координации движений

в)                  подкорковым центром чувствительности

9.                              Зрительная зона коры полушарий расположе­на в доле

а) затылочной                                            в) теменной

б)                  височной

10.                              Центр, регулирующий дыхание, находится в

а) среднем мозге                                        в) переднем мозге

б)                  продолговатом мозге

11.                             Актуализация знаний и изучение нового ма­териала

1.                              Дискуссия и обсуждение проблемных вопросов.

—                              Приведите пример какой-либо сложной эмо­ционально-двигательной реакции человека (нападе­ние на человека, человек тонет, человек во время по­жара и т. п.).

—                              Как работают в подобной ситуации внутрен­ние органы?

(Учащается сердцебиение, выделяется пот, су­живаются периферические кровеносные сосуды, большая часть крови направляется к головному мозгу и скелетным мышцам — человек или убегает или пытается защититься.)

—                           Почему в процессе эволюции произошло раз­деление нервной системы на соматическую и вегета­тивную (автономную)? Какое значение имеет это разделение?

2.                           Рассказ учителя об особенностях строения и функциях соматической и вегетативной нервной си­стемы. По ходу рассказа учащиеся составляют опор­ную схему.

Периферическая нервная система

Соматическая                                                                            Вегетативная (от лат. «веге-

(от греч. «сома» — «тело»)                                                    тативус» — «растительный»)

Нервные волокна                                                              Нервные волокна

не прерываются                                                                 прерываются

Скорость проведения                                              Скорость проведения

импульса 30—120 м/с                                                 импульса 1—3 м/с

________________  Черепно-мозговые                                         Симпатические

нервы(1?плр)                                                                                                                      нервы

________________  Спинно-мозговые                                     Парасимпатические

нервы (31 пара)                                                                               нервы

Беседа по вопросам.

—                           Каковы различия соматической и вегетатив­ной НС?

—                           Чем представлены соматическая и вегетатив­ная НС?

—                           Из каких отделов состоит вегетативная НС?

—                           Подумайте, как влияет скорость проведения нервного импульса на работу соматической и вегета­тивной НС.

3.                           Самостоятельная работа в парах с текстом учебника. Учащиеся выполняют задания:

—                           Используя рисунок схемы строения автоном­ной (вегетативной) нервной системы рис. 131 и

рис. 132 § 47 учебника, определите, какие образова­ния находятся в ЦНС и вне ее; где расположены сим­патические и парасимпатические ядра, вегетатив­ные нервные узлы.

—                             Почему путь из ЦНС к управляемому органу всегда состоит из двух нейронов? (Особенности реф­лекторной дуги вегетативного рефлекса.)

—                             Почему парасимпатическую НС называют сис­темой отбоя или системой покоя?

4.                              Организация и проведение лабораторной ра­боты «Штриховое раздражение кожи — тест, опре­деляющий изменение тонуса симпатического и па­расимпатического отделов вегетативной нервной системы при раздражении». Учебная деятельность организуется в парах. Учащиеся выполняют зада­ние 2 учебника. Коллективное обсуждение и объяс­нение результатов проведенного исследования.

III.                             Закрепление нового материала и рефлексия

Учащиеся выбирают критерии для сравнения и сравнивают анатомо-физиологические особенности симпатического и парасимпатического отделов НС.

Симпатический отдел НС                                            Парасимпатический отдел НС

1. Где расположены нервные центры?

В грудном и поясничном отделах спинного мозга

2.                                                                                                 Где расположены нервные узлы?

3.                                                                                                                                Длина волокон

Предузловые волокна корот­кие, а послеузловые — длин­ные

4.                                                                                                      Суммарный эффект действия

Возбуждающий

5.                                                                                             В каких условиях активизируется?

IV.                           Домашнее задание

§ 47 учебника; закончить заполнение таблиц; описать влияние вегетативной нервной системы на работу внутренних органов.

Подсказка                                          «Ты испугался...»              «Ты отдыхаешь...»

Возбуждение                                                                              Возбуждение

Орган                                                 симпатического парасимпатического

отдела                                                                                                отдела

Сердце                                        Увеличение частоты

и силы сердечных сокращений

Артерии                                                                                Артериальное дав­

ление снижается, диаме I р сосудов увеличивается

Кишечник                                   Перистальтика

тормозится

Потовые железы Усиление секреции Не влияет

Реакция зрачков

Бронхи

Печень                                        Желчные протоки

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 02.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar