Главная» 8 класс » Биология

План конспект по биологии 8 класс Урок 49 Зрительный анализатор
02.10.2016, 15:47

Урок 49

Зрительный анализатор

Цели урока: сформировать знания о строении и значе­нии зрительного анализатора, изучить строение структур­ных частей глаза в связи с выполняемыми функциями; рассмотреть механизм проектирования изображения на сетчатке глаза и его регуляцию.

Тип урока: изучение нового материала с элементами лабораторных исследований.

Методы обучения: информационно-рецептивный, про­блемного изложения материала, частично поисковый.

Формы организации учебной деятельности: индиви­дуальная, фронтальная, парная, дифференцированно­групповая.

Средства обучения: учебник, компьютер, мультимедиа­проектор, ЦОР о зрительном анализаторе, о восприятии зрительных раздражений, разборная модель глаза.

Предметный результат обучения:

  • называть существенные признаки строения и функ­ционирования зрительного анализатора.

Метапредметные результаты обучения:

  • познавательные — анализировать, обрабатывать и интерпретировать информацию, полученную на основе самонаблюдений и экспериментов с целью выявления

причинно-следственных связей; строить логическую це­почку рассуждений;

  • регулятивные — контролировать и оценивать ре­зультаты деятельности, вносить коррективы в их выполне­ние;
  • коммуникативные — полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения; эф­фективно работать в группе при решении учебной задачи.

Личностный результат обучения:

  • проявлять познавательный интерес, направленный на изучение функционирования органа зрения.

Ход урока

I.                          Организационный этап и актуализация знаний

Беседа по вопросам.

1.                          Объясните, чем различаются термины «рецеп­тор», «орган чувств» и «анализатор».

2.                          О каких свойствах анализатора говорят следу­ющие факты:

—                           Человеческий глаз не видит ультрафиолето­вые и инфракрасные лучи, но различает цветовые ощущения в пределах видимого спектра солнечных лучей.

Специалисты в области парфюмерии очень точно различают оттенки в запахах духов и других ароматических веществах.

—                           Если выйти из темной комнаты после продол­жительного пребывания в ней в ярко освещенную, то в начале наступает слепота. Постепенно глаз на­чинает привыкать к яркому освещению и все видеть.

—                          При потере зрения и слуха у людей сильно раз­вивается осязание.

II.                          Изучение нового материала

1.                          Обсуждение поисковых вопросов.

—                           Разграничьте понятия «орган зрения» и «зри­тельный анализатор».

—                           Известно, что 90% всей информации мы полу­чаем багодаря зрению. Каково значение зрительного анализатора?

—                          Из каких частей состоит зрительный анализа­тор? Учащимся предлагается построить в тетрадях

схему зрительного анализатора; подписать его структурные части (рецепторы сетчатки, зритель­ный нерв, зрительная зона в затылочной доле коры больших полушарий). Один из учащихся строит данную схему на доске.

2.                              Просмотр ЦОР о зрительном анализаторе с до­полнительными комментариями учителя. Диффе­ренцированно-групповая самостоятельная работа в четверках с использованием учебника и дополни­тельной информации, которую учитель готовит на отдельных листах как раздаточный материал. Зада­ния для групп.

Группа 1 изучает строение и значение вспомога­тельного аппарата глаза (брови, веки, ресницы, слез­ные железы).

—                             Каково значение бровей, век, ресниц?

—                             Безопасен ли, с вашей точки зрения, такой модный сейчас среди девушек пирсинг и татуаж век? Какими могут быть его последствия?

—                             Используя рис. 134 к § 49 учебника, выясните, где расположены слезные железы.

—                             Каково значение слез? Плакать — это полез­но? Почему говорят, что сдерживать слезы — значит медленно отравлять себя?

Дополнительная информация

Слезная жидкость содержит 97,8% воды, 1,4% органических веществ и 0,8% солей. В ней содер­жится бактерицидное вещество лизоцим. Со слеза­ми из организма выводятся токсины (яды), которые вырабатываются в момент сильного эмоционального напряжения (стресса).

—                             Каким образом слезы попадают в носовую по­лость?

—                             Во время мигания глаз совершает от 2 до 5 дви­жений веками за 1 минуту, а за 16 часов бодрствова­ния — до 4800 раз. Акт мигания продолжается 0,4 с. Как вы думаете, в чем заключается физиологическое значение мигания?

Группа 2 изучает строение и функции оболочек глаза на разборной модели с использованием рис. 135 учебника.

—                             Найдите на разборной модели оболочки глаза.

—                          Выясните, какие особенности строения белоч­ной оболочки (склеры) обеспечивают выполнение функций защиты, поддержания формы глазного яблока?

—                          Какие особенос.ти строения имеет роговица глаза?

—                          Какая оболочка глаза содержит кровеносные сосуды?

—                          Какая оболочка определяет цвет глаз?

—                          Какие светочувствительные клетки образуют сетчатку?

Используя рис. 135, б, выясните, каких образо­ваний в сетчатке больше — палочек или колбочек.

—                         Что представляют собой «желтое пятно» и «слепое пятно»?

Во время выступления этой группы учитель орга­низует фронтальное проведение лабораторной рабо­ты «Обнаружение слепого пятна на сетчатке глаза» с использованием рис. 136 учебника. После ее вы­полнения учащиеся объясняют полученный резуль­тат и формулируют вывод.

Группа 3 изучает строение и функции оптиче­ской системы глаза.

—                          Какие части глаза относят к оптической сис­теме?

—                          Что представляет собой зрачок и какие функ­ции выполняет?

—                          Как работает хрусталик? Какое значение имеют его прозрачность и способность изменять кривизну?

—                          Опишите механизм аккомодации — «настрой­ки на резкость».

—                          Изобразите схематично на доске ход световых лучей через прозрачные среды глаза — от зрачка до сетчатки. Во время ответа используйте ЦОР о вос­приятии зрительных раздражений.

Во время выступления этой группы учитель орга­низует фронтальное проведение опыта, в ходе кото­рого учащиеся наблюдают за изменением размеров (диаметра) зрачка:

—                          при рассматривании близко расположенного и отдаленного объекта (например, текста на доске и в тетради);

—                             при разном освещении (например, при освеще­нии глаза фонариком и глаза в темноте (если веки за­крыты, глаза закрыты ладонями).

Учащиеся проводят наблюдения в парах, описы­вают и объясняют результаты опытов; выясняют, какое значение имеет сужение и расширение зрач­ка, какой отдел НС регулирует диаметр зрачка.

Группа 4 находит в учебнике информацию о корковой части зрительного анализатора и объяс­няет:

—                             Почему изображение на сетчатке получается перевернутым?

—                             Почему мы не видим все вокруг себя перевер­нутым?

—                             Где происходит преобразование световых лу­чей в нервные импульсы?

—                             В чем заключаются особенности бинокулярно­го зрения?

В ходе выступления этой группы учитель органи­зует проведение лабораторной работы «Опыты, вы­являющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением» по заданиям к § 49 учебника. После ее вы­полнения учащиеся объясняют полученный резуль­тат и формулируют вывод.

В ходе выступлений групп учащиеся заполняют таблицу.

Строение и функции органа зрения Системы и части глаза    Строение           Функция

III.                             Закрепление нового материала и рефлексия

А. Беседа по вопросам.

—                             Какие особенности оптической системы глаза позволяют световым лучам проходить к сетчатке?

—                             В каких структурах глаза происходит прелом­ление световых лучей?

—                             Можно ли глаз человека сравнить с фотоаппа­ратом?

—                             Почему при слабом освещении мы не различа­ем цвета предметов?

Б. Учащиеся начинают заполнение обобщающей таблицы (первую строку). Таблица заполняется и на последующих уроках по ходу изучения анализаторов.

Строение и значение анализаторов Части анализатора

~                                                                   Путь, по       Центры        _

А                                               Органы        7                              г           Значение

Анализатор                            г                    которому анализато-

г чувств, где                                                      j                               ^                    анализатора

проходит ра в коре                                                                                               г

расположены г -                                                                       г

г                                                                     нервный больших

рецепторы г

r                                                                            г импульс полушарии

Зрительный

IV.                           Домашнее задание

§ 49 учебника; закончить заполнение таблицы «Строение и функции органа зрения»; опережающее задание — подготовить сообщения и презентации по темам:

—                           Предупреждение глазных инфекций.

—                           Близорукость и дальнозоркость, их профилак­тика.

—                           Катаракта и современные способы ее лечения.

—                           Первая помощь при травмах глаз.

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 02.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar