Главная» 8 класс » Биология

План конспект по биологии 8 класс Урок 50 Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней и травм глаза. Коррекция зрения
02.10.2016, 15:48

Урок 50

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней и травм глаза. Коррекция зрения

Цели урока: на основании знаний о строении и функ­циях глаза выяснить способы коррекции нарушений зре­ния, сформулировать правила гигиены зрения, профилак­тики глазных болезней и травм глаза.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: информационно-рецептивный, про­блемного изложения материала, частично поисковый.

Формы организации учебной деятельности: индиви­дуальная, фронтальная, парная.

Средства обучения: учебник, компьютер, разборная модель глаза, мультимедиапроектор, ЦОР о нарушении зрения и его коррекции, фотографии людей, страдающих конъюнктивитом, косоглазием, катарактой.

Предметный результат обучения:

  • называть виды нарушения зрения и способы их кор­рекции; правила гигиены зрения, профилактики глазных болезней и травм глаза.

Метапредметные результаты обучения:

  • познавательные — анализировать, обрабатывать и интерпретировать информацию, полученную из раз­личных источников, в том числе и электронных;
  • регулятивные — самостоятельно создавать алго­ритмы для решения ситуативных задач, оценивать резуль­таты деятельности, вносить коррективы в их выполнение;
  • коммуникативные — полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, всту­пать в диалог и дискуссию; эффективно работать в паре при решении учебной задачи.

Личностный результат обучения:

  • осознавать ценность зрения в жизни человека;
  • проявлять познавательный интерес, направленный на профилактику нарушений зрения, травм и заболева­ний глаз.

Ход урока

I.                             Организационный этап и проверка домашнего задания

Биологический диктант «Зрительный анализа­тор»

1.                             Структурные части зрительного анализато­ра ... .

2.                             «Желтое пятно» на сетчатке преимущественно состоит из ... .

3.                             Слепое пятно — это место ....

4.                             «Линза» глаза, участвующая в аккомода­ции, ... .

5.                              Оболочка глаза, обеспечивающая его пита­ние ....

6.                             Область наи лучшего видения на сетчатке ....

7.                            Светочувствительные клетки сетчатки ....

8.                            Зрительная зона в коре полушарий расположе­на в ... доле.

9.                            Спереди белочная оболочка глаза переходит в ... .

10.                          Оболочка, определяющая цвет глаз, ... .

11.                          Способен рефлекторно изменять свой диаметр при изменении интенсивности освещения ....

12.                          Внутренняя часть глаза заполнена ....

13.                          Преломляют световые лучи, поступающие в глаз ... .

14.                           Фокусирует изображение объекта на сетчат­ке ... .

15.                          Вспомогательный аппарат глаза: ..., ..., ... .

16.                           Зрачок расположен в центре оболочки (ка­кой?)

17.                           Какое изображение получается на сетчатке?

18.                           Какое зрение называют бинокулярным?

19.                           Проводящая часть зрительного анализато­ра — это ....

20.                          Отдел нервной системы, регулирующий диа­метр зрачка, ....

21.                           Задание по вариантам.

Вариант 1 — изобразить схематично ход свето­вых лучей через оптическую систему глаза от рого­вицы до сетчатки.

Вариант 2 — изобразить схематично, как изме­няется кривизна хрусталика при рассматривании близкорасположенных и отдаленных предметов.

II.                           Актуализация знаний и изучение нового ма­териала

1.                            Сообщения и презентации учащихся о мерах по предупреждению инфекций глаз. Обсуждение во­просов.

Демонстрация фотографий людей, страдаю­щих конъюнктивитом. Можно ли конъюнктивит на­звать «болезнью грязных рук»? Каковы причины конъюнктивита?

—                           Какую помощь надо оказать больному? Обяза­тельно ли, с вашей точки зрения, обращаться к вра- чу-окулисту?

—                           Как предупредить конъюнктивит?

2.                              Фронтальная работа с учебником. Задание для учащихся: используя рис. 137 § 50, опишите, как фокусируются световые лучи, попадающие в глаз близорукого, дальнозоркого человека и человека с нормальным зрением.

Сообщение и презентация ученика о способах коррекции линзами (очками) этих нарушений зре­ния. Учащиеся схематично в рабочих тетрадях зари­совывают схемы коррекции.

3.                              Демонстрация фотографий людей, страдаю­щих косоглазием. Рассказ учителя о причинах дан­ного нарушения зрения и способах коррекции.

4.                              Сообщения и презентации учащихся о ката­ракте и современных способах ее лечения.

5.                              Ролевая игра «Осторожно, глаза!». Учащиеся работают в парах и выступают в роли пострадавших и оказывающих первую помощь.

Ситуация 1. Пострадавший неаккуратно обра­щался с уксусом и мельчайшие капли жидкости по­пали в глаза.

Помогите!

Ситуация 2. На уроке химии раствор щелочи случайно брызнул в глаза. Окажите первую помощь.

Ситуация 3. Малышу в глаза на прогулке попал песок. Вы мама — действуйте!

Ситуация 4. Когда папа надувал воздушный ша­рик, шарик лопнул и повредил роговицу глаза. Ва­ши действия.

6.                              Учащимся предлагается обосновать с позиций физиологии следующие правила гигиены зрения.

Правила гигиены зрения

1.                                               Избегайте повышенной зрительной нагрузки (через

каждый час работы необходим 10-минутный перерыв).

2.                                                Во орсмя чтения текст располагайте на расстоянии

30—35 см от глаз.

3.                                                Источник света располагайте по левую сторону

(у левши — справа).

4.                                                Защищайте глаза от травм, пыли, воспаления.

5.                                                Употребляйте в пищу продукты, содержащие витамин А.

6.                                                На рабочем месте установите светильники с лампой в 60—

70 Вт, закрытые светонепроницаемыми абажурами.

7.                                                Не читайте в движущемся транспорте. Не читайте лежа.

III.                          Закрепление нового материала и рефлексия

Решение творческих задач.

1.                           Человек с нормальным зрением надевает очки близорукого человека. Будет ли он четко различать предметы? Почему?

2.                           Почему человек в воде, даже очень чистой, плохо различает предметы?

3.                          Какой человек будет лучше видеть предметы под водой — близорукий или дальнозоркий?

4.                           Почему участникам арктических экспедиций и альпинистам, которые поднимаются высоко в горы на снежные вершины, обязательно рекомендуют но­сить темные очки?

IV.                           Домашнее задание

§ 50 учебника; составить и записать правила, ко­торые важно соблюдать при работе за монитором компьютера и при просмотре телевизора; опережаю­щее задание — подготовить сообщения и презента­ции на темы:

—                          Отит — воспаление среднего уха.

—                          Чем опасен шум?

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 02.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar