Главная» 8 класс » Биология

План конспект по биологии 8 класс Урок 51 Слуховой анализатор. Гигиена слуха
02.10.2016, 15:48

Урок 51

Слуховой анализатор. Гигиена слуха

Цели урока: сформировать знания об особенностях строения наружного, среднего и внутреннего уха в связи с выполняемыми функциями; углубить представления о строении и функциях слухового анализатора, о слуховом восприятии.

Тип урока: изучение нового материала с элементами лабораторных исследований.

Методы обучения:                            информационно-рецептивный,

проблемного изложения материала, частично поисковый.

Формы организации учебной деятельности: индиви­дуальная, фронтальная, парная, дифференцированно­групповая.

Средства обучения: учебник, разборная модель уха, компьютер, мультимедиапроектор, ЦОР о строении орга­на слуха, о работе слухового анализатора.

Предметные результаты обучения:

  • перечислять существенные признаки строения и функционирования слухового анализатора; правила ги­гиены слуха.

Метапредметные результаты обучения:

  • познавательные — самостоятельно находить, ана­лизировать, обрабатывать информацию; строить логиче­скую цепочку рассуждений;
  • регулятивные — контролировать и оценивать ре­зультаты деятельности, вносить коррективы в их выполне­ние;
  • коммуникативные— полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения; эф­фективно работать в паре при решении учебной задачи.

Личностные результаты обучения:

  • осознавать ценность слуха в жизни человека;
  • проявлять познавательный интерес, направленный на изучение функционирования органа слуха.

Ход урока

I.                              Организационный этап и актуализация знаний

—                                                                                      Бабушка, а зачем тебе такие большие уши?

—                                                                                      Это чтоб лучше тебя слышать, дитя моё!

Ш. Перро. Красная Шапочка

Каждому с детства знакомы эти слова из сказки. А зачем же все-таки нам нужны уши? Точнее не уши, а ушные раковины, которые и подразумевала в своем вопросе любопытная Красная Шапочка.

Обсуждение поисковых вопросов.

  • Каково значение слуха в жизни человека?

—                              Разграничьте понятия «орган слуха» и «слухо­вой анализатор».

—                              Из каких частей состоит слуховой анализатор? Учащимся предлагается построить в тетрадях схему слухового анализатора; подписать его структурные части. Один из учащихся строит данную схему на доске.

II.                          Изучение нового материала

1.                         Постановка поискового вопроса.

В Как строение наружного, среднего и внутреннего уха связано с выполняемыми функциями?

1.                          Самостоятельная работа учащихся с использо­ванием § 51 учебника и ЦОР о строении органа слу­ха и о работе слухового анализатора, а также допол­нительной информации (знаете ли вы?), которую учитель может подготовить на отдельных листах как раздаточный материал.

Вариант 1 — объясняет строение и функции наружного и среднего уха.

—                          Как и куда передаются звуковые колебания от барабанной перепонки?

Вариант 2 — изучает строение и функции вну­треннего уха.

—                          В какой части слухового анализатора происхо­дит восприятие звуков, а в какой — их различение?

2.                          Просмотр ЦОР о строении органа слуха с до­полнительными комментариями учителя. Учитель предлагает учащимся рассмотреть на рис. 139 учеб­ника строение уха, по рис. 140 описывает движение жидкости в улитке и особенности строения спираль­ного органа.

В ходе объяснения учителя и заслушивания ре­зультатов работы учащиеся заполняют таблицу.

Строение и функции органа слуха Части уха                        Строение       Функция

1.                                         Наружное

2.                                          Среднее

3.                                          Внутреннее

3.                          А знаете ли вы? Благодаря своей воронко­образной форме ушные раковины способны улавли­вать и концентрировать звуковые волны. Обратите внимание, как пожилые люди с пониженным слу­хом прислушиваются к чему-либо.

Ушные раковины выполняют и другие функции. Ученые считают, что они служат для пространствен­ной ориентации. Если исключить ушную раковину из системы звукопроведения, вставив в слуховой проход трубочку, выступающую за пределы уха, че­ловек полностью лишится способности различать источники звука в вертикальной плоскости.

На маленькой площади ушной раковины пред­ставлена вся чувствительность тела и внутренних органов — более 100 биологически активных точек. Поэтому можно использовать ушную раковину для получения информации о состоянии любого органа.

Ушная раковина имеет нервные связи через сис­тему блуждающего, тройничного и лицевого нервов и симпатических нервных шейных узлов с опреде­ленными центрами головного мозга.

4.                             Работа в парах. На основании полученных зна­ний учитель предлагает учащимся изобразить схему передачи звуковых колебаний в органе слуха. С це­лью проверки выполнения задания учащиеся озву­чивают ЦОР о работе слухового анализатора (звук которой отключен).

5.                             Организация и проведение лабораторной рабо­ты «Определение остроты слуха». Учебная деятель­ность организуется в парах. Учащиеся выполняют задание 1 учебника. Коллективное обсуждение и объяснение результатов проведенного исследования.

6.                             Сообщения и презентации учащихся и беседа по вопросам.

—                            Отит — воспаление среднего уха.

—                            Чем опасен шум?

—                             Объясните, почему при воспалении носоглотки может возникнуть воспаление среднего уха (отит).

—                             Представляет ли опасность, с вашей точки зре­ния, частое прослушивание музыки в наушниках?

—                             Почему, вследствие даже кратковременного воздействия сильного шума, человек может поте­рять слух?

6.                             Учащиеся самостоятельно формулируют и обо­сновывают правила гигиены органов слуха. Резуль­таты работы представить в виде таблицы или схемы.

Правила гигиены слуха

1.       Избегайте постоянных шумовых воздействий, громких звуков.

2.                                           Систематически осторожно удаляйте ушную серу.

3.                                           Оберегайте барабанную перепонку от повреждений.

4.       Профилактика воспалительных и инфекционных заболева­ний верхних дыхательных путей.

III.                          Закрепление нового материала и рефлексия

Решение творческих задач.

1.                           Почему при сильных и резких звуках рекомен­дуют открывать рот и делать глотательные движе­ния?

2.                           Можно ли использовать музыку в школе во время уроков с целью стимуляции умственной дея­тельности учащихся, а на переменах — для эмоцио­нальной разрядки?

3.                           Выдающийся немецкий композитор Л. Бетхо­вен, когда начал терять слух, нашел оригинальный способ слышать музыку. Он брал в зубы палочку, ко­торую прижимал к деке рояля. Объясните, как ком­позитор мог услышать звуки.

IV.                           Домашнее задание

§ 51 учебника; закончить заполнение таблицы «Строение и функции органа слуха».

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 02.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar