Главная» 8 класс » Биология

План конспект по биологии 8 класс Урок 52 Орган равновесия и кожно-мышечной чувствительности. Обонятельный и вкусовой анализаторы
02.10.2016, 15:49

Урок 52
Орган равновесия и кожно-мышечной чувствительности. Обонятельный и вкусовой анализаторы
Цели урока: сформировать знания о строении и функциях обонятельного, вкусового, вестибулярного анализатора и органа кожно-мышечной чувствительности.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: информационно-рецептивный, проблемного изложения материала, частично поисковый.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.
Средства обучения: учебник, компьютер, мультимедиапроектор, ЦОР.
Предметные результаты обучения:
—    называть существенные признаки строения и функ-ционирования органа равновесия и кожно-мышечной чувствительности, вкусового и обонятельного анализаторов;
—    распознавать на наглядных пособиях различные анализаторы.
Мета предметные результаты обучения:
—    познавательные— находить самостоятельно, обрабатывать и анализировать информацию, составлять опорный конспект и строить схемы;
—    регулятивные — контролировать и оценивать результаты деятельности, вносить коррективы в их выполнение;
—    коммуникативные — полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения.
Личностный результат обучения:
—    проявлять познавательный интерес, направленный на изучение организма человека.
Ход урока
I.    Организационный этап и проверка домашнего задания
На партах у учащихся круги из картона: зеленые, обозначающие ответ «да», и красные — ответ «нет». Учитель предлагает выбрать правильные и неправильные утверждения.
1.    Слуховой анализатор состоит из наружного, среднего и внутреннего уха.
2.    Кортиев орган — это чувствительный аппарат уха.
3.    Барабанная перепонка теряет эластичность вследствие воздействия постоянных громких шумов.
4.    Орган слуха расположен в височной кости черепа.
5.    Среднее ухо соединяется с носоглоткой с помощью слуховой (евстахиевой) трубы.
6.    Полость внутреннего уха заполнена воздухом.
7.    Зона слуховой чувствительность расположена в височной доле коры больших полушарий.
8.    Звуковая волна превращается во внутреннем ухе в колебания жидкости, а затем в нервный импульс.
9.    Слуховые косточки — молоточек, наковальня и стремечко расположены в среднем ухе, за барабанной перепонкой.
10.    Барабанная перепонка разделяет среднее и внутреннее ухо.
11.    Наружное ухо состоит из ушной раковины, слуховой трубы и барабанной перепонки.
12.    Наружное ухо улавливает и проводит звуковые колебания.
13.    Слуховые косточки среднего уха всегда срастаются.
14.    Слуховые косточки — это рецепторы органа слуха.
15.    Внутреннее ухо представляет собой систему полостей и каналов, заполненных жидкостью.
16*. Учащиеся самостоятельно формулируют вопрос. На наиболее интересные вопросы учитель предлагает ответить классу.
II.    Актуализация знаний и изучение нового ма-териала
1.    Фронтальная работа с ЦОР об органе равнове-сия. Дополнительно учащиеся изучают по рис. 142 строение вестибулярного аппарата, работают с текстом § 52 учебника и отвечают на вопросы.
—    Из каких частей состоит вестибулярный анализатор?
—    Чем образован и где расположен вестибулярный апарат?
—    Каковы функции вестибулярного аппарата?
—    Почему возникает укачивание?
—    Как можно тренировать вестибулярный апарат?
—    Для людей каких профессий важна корректная работа вестибулярного аппарата?
2.    Фронтальная работа с ЦОР о мышечном чув-стве и кожных рецепторах и ощущениях.
Учащиеся, используя текст § 52 учебника, формулируют определение понятий «мышечное чувство» и «кожное чувство» и отвечают на вопросы.
—    Какие функции выполняют рецепторы, нахо-дящиеся в мышцах и сухожилиях?
—    Какие рецепторы находятся в коже? Какие раздражители они воспринимают?
—    Используя рис. 143, постройте схему рефлекторной дуги безусловного тактильного рефлекса.
—    На 1 см2 кожи расположено около 100—200 бо-левых, 12—15 холодовых, 1—2 тепловых и 25— 30 тактильных рецепторов. Рецепторы, воспринимающие температуру, расположены на разной глубине: холодовые — 0,1—0,15 мм, а тепловые — 0,3 мм. Какие выводы вы можете сделать на основа-нии приведенных фактов?
3.    Фронтальная работа с ЦОР о передаче обоня-тельной информации. Дополнительно учащиеся изучают по рис. 144 § 52 учебника строение органа обоняния и составляют опорную схему.
—    Обонятельный рецептор воспринимает запах аммиака в ничтожной концентрации, но, если капнуть аммиаком на обонятельный нерв, то никакой реакции не будет. Почему?
1. Обонятельный анализатор специализируется
Й2. Рецепторы нюха располо-
\ жены в    
/    3. Площадь рецепторной зоны у человека    
4.    Сделате подписи к рисунку <— «Обонятельные рецепторные клетки»
5. Общая схема строения обонятельной сенсорной системы
Химическое            >        
вещество      \     \    
5.    Фронтальная работа с ЦОР о передаче вкусо-вой информации. Дополнительно учащиеся изучают по рис. 145, а § 52 учебника строение органа вкуса — вкусового сосочка и рассматривают на рис. 145, б вкусовые зоны языка.
—    Где возникает возбуждение и как происходит различение вкуса пищи?
В процессе работы учащиеся составляют опорную схему.
Вкус — процесс восприятия вкусовых свойств вещества, которое попадает на рецепторы языка и полости рта. Вкусовые ощущения субъективны и индивидуальны.
1.    Основные вкусовые ощущения
    |    |    У         У    
2.    Общая схема строения вкусовой сенсорной системы
Химическое    J        ^    ^
вещество [        |     \    
3.    Значение вкусового ана-
лизатора    / оо \
S' * ^ о-ши. и- ^41
        у    ^    .
        и ии о
4.    Обозначьте «карту» вку- \
совых полей языка:    В
1 — сладкое; 2 — соленое;
3 — кислое; 4 — горькое.
5.    Вкусовые раздражители    Ш
(химические вещества) взаимо-    у    !Т
действуют со специфическими    V.    7/
молекулами, которые находятся        
в микроворсинках рецепторных
клеток, погруженных в бокаловидные образования — вкусовые почки, «встроенные» в сосочки языка.
III.    Закрепление нового материала и рефлексия Обсуждение поисковых вопросов.
—    Можно ли утверждать, что вкус и обоняние стоят на страже здоровья?
—    Почему при насморке человек, как правило, плохо различает вкус пищи?
—    Боль, с вашей точки зрения, полезна или вредна?
IV.    Домашнее задание
§ 52 учебника; закончить заполнение таблицы (см. урок 49) «Строение и значение анализаторов».

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 02.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar