Главная» 8 класс » Биология

План конспект по биологии 8 класс Урок 53 Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности
02.10.2016, 15:49

Урок 53
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности
Цели урока: познакомить учащихся с вкладом отечест¬венных ученых И. М. Сеченова, И. П. Павлова и А. А. Ух¬томского в развитие учения о высшей нервной деятель¬ности; систематизировать знания о безусловных и услов-ных рефлексах; раскрыть роль торможения условных рефлексов в приспособлении к условиям среды.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения:    информационно-рецептивный,
проблемного изложения материала, частично поисковый.
Формы организации учебной деятельности: индиви¬дуальная, фронтальная, парная, групповая.
Средства обучения:    учебник, портреты ученых
И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, компью¬тер, мультимедиапроектор, ЦОР о безусловном торможе¬нии и его видах, об условном торможении и его видах, о законе доминанты.
Предметные результаты обучения:
—    характеризовать вклад отечественных ученых И. М. Сеченова, И. П. Павлова и А. А. Ухтомского в области изучения высшей нервной деятельности;
—    строить схемы рефлекторных дуг безусловных и ус¬ловных рефлексов.
Метапредметные результаты обучения:
—    познавательные — самостоятельно находить, обра¬батывать информацию, анализировать результаты, полу¬ченные на основе экспериментов; строить логическую це¬почку рассуждений;
—    регулятивные — контролировать деятельность, проводить самооценку и вносить коррективы;
—    коммуникативные — полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, всту¬пать в диалог; эффективно работать в паре и группе при решении поисковых учебных задач.
Личностные результаты обучения:
—    осознавать практическую ценность знаний о пове¬дении человека;
—    проявлять познавательный интерес, направленный на изучение особенностей высшей нервной деятельности человека.
Ход урока
I.    Организационный этап и актуализация знаний
Человеческий мозг — самый чу¬десный и самый таинственный объ¬ект во всей Вселенной.
Г. Осборн, антрополог
Каким образом мозг порождает мысли? Это является центральным вопросом, и у нас все еще нет на него ответа.
Ч.    Шеррингтон, физиолог
Образ действия человеческого мозга все еще остается глубокой тай¬ной.
Ф. Крик, биолог
Ученых всегда волновала загадочная жизнь чело¬веческого мозга. Как человек воспринимает мир? Почему мы обладаем сознанием? Как мы мыслим? Как запоминаем информацию? От чего зависят на¬ши эмоции? Эти и сотни других вопросов требуют научных ответов и многие из них уже успешно раз¬решены отечественными учеными.
II.    Изучение нового материала
1.    Учащиеся определяют, о каком русском уче-ном идет речь в тексте. Учитель демонстрирует пор¬трет И. М. Сеченова.
—    Ученый, который первым доказал, что в основе всех функций мозга человека и животных лежат рефлексы.
—    Распространил понятие рефлекса на все виды дея-тельности организма.
—    Именно ему принадлежат слова: «Все бесконечное разнообразие проявлений мозговой деятельности сводит¬ся окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению».
—    В 1863 г. вышел из печати его труд «Рефлексы голов¬ного мозга», который произвел революцию в физиологии.
—    Представления именно этого ученого сыграли ог-ромную роль в направлении исследований гениального физиолога И. П. Павлова.
2.    Беседа с учащимися по вопросам.
—    Продолжатель идей И. М. Сеченова — И. П. Павлов внес огромный вклад в важнейшие раз¬делы физиологии. Благодаря каким исследованиям ученый получил мировую известность и был удосто¬ен Нобелевской премии?
—    Какие методы исследования деятельности пищеварительной системы были разработаны И. П. Павловым?
—    Изучение процесса пищеварения послужили толчком к развитию нового раздела физиологии — учения о высших мозговых функциях. Ученый вы¬яснил, что пищеварительные соки (слюна, желудоч¬ный сок) выделяются у собак не только в том случае, когда пища непосредственно раздражает слизистую оболочку рта и желудка, но и когда ...
Это случайно подмеченное явление было названо «психическим слюноотделением».
3.    Методика «мозговой штурм». Работа в парах, а затем — в четверках. Задание для учащихся: по¬пробуйте объяснить ход мысли ученого для объясне¬ния причины «психического слюноотделения».
Учитель подчеркивает, что в данном случае ответ организма на внешнее раздражение совершается при участии ЦНС, то есть возникает особый реф- леке, позволяющий приспособиться к будущему, по¬ка еще не наступившему событию. Такие рефлексы не являются врожденными, а приобретаются в про¬цессе жизни в определенных условиях. Поэтому они были названы условными рефлексами.
4.    Рассказ учителя о механизме выработки условного рефлекса с использованием рис. 147 § 53 учебника.
Учащимся предлагается построить схему рефлек¬торной дуги безусловного слюноотделительного реф¬лекса. Учитель дополняет и строит на ее основе схе¬му рефлекторной дуги условного слюноотделитель¬ного рефлекса, объясняет механизм образования временной связи.
4.    Основные отделы рефлекторной дуги уловного рефлекса
Рецепторы,
воспринимающие         ^
условный         I    |    
раздражитель    7F
    bi        <_
Представительство     
(центр) в коре больших полушарий
5.    Постановка и обсуждение поисковых вопро¬сов.
—    Благодаря каким двум противоположным про¬цессам осуществляется нервная деятельность?
—    При каких условиях и почему у собаки проис¬ходит угасание условного рефлекса?
Фронтально демонстрация ЦОР о безусловном торможеним и его видах, условном торможении, его видах и самостоятельная работа с текстом § 53 учеб¬ника.
—    Что такое торможение?
—    Чем различается безусловное и условное тор-можение?
—    Почему для человека важно угасание рефлек¬сов, которые перестали иметь жизненно важное зна¬чение?
6.    Просмотр ЦОР о законе доминанты. Учащиеся выполняют задания 1 и 2 § 53 учебника и объясняют закон взаимной индукции и явление доминанты.
III.    Закрепление нового материала и рефлексия
Решение творческих поисковых задач
1.    Объясните, почему грудной ребенок при виде бутылки с молоком чмокает губами.
2.    Ребенку дали суп, и он с аппетитом начал его есть, но тут внезапно включили телевизор, и ребе¬нок застыл с поднятой ложкой. Какое торможение мы наблюдаем?
3.    Почему голодный ребенок может перестать плакать, если ему показать яркую игрушку?
4.    Почему у собаки, которая ест, при виде кошки прекращается выделение слюны?
5.    Протягивание руки к трубке телефона — условный или безусловный рефлекс?
IV.    Домашнее задание
§ 53 учебника; опережающее задание — подгото¬вить сообщение (презентацию) о научной работе уче¬ного К. Лоренца.

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 02.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar