Главная» 8 класс » Биология

План конспект по биологии 8 класс Урок 54 Врожденные и приобретенные программы поведения
02.10.2016, 15:50

Урок 54
Врожденные и приобретенные программы поведения
Цели урока: углубить знания учащихся о безусловных рефлексах и инстинктах как врожденных программах поведения; сформировать представления о запечатлении и рефлексе следования, динамическом стереотипе; рассмотреть условия выработки условных рефлексов, раскрыть их приспособительное значение в изменяющихся условиях среды.
Тип урока: комбинированный с элементами лабораторных исследований.
Методы обучения: информационно-рецептивный, проблемного изложения материала, частично поисковый.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.
Средства обучения: учебник, компьютер, мультимедиапроектор, ЦОР о классификации рефлексов, о характеристике безусловных (врожденных) рефлексов, о характеристике условных (приобретенных) рефлексов.
Предметные результаты обучения:
—    перечислять существенные особенности условных и безусловных рефлексов и их биологическое значение; объяснять механизмы формирования рефлекса следования и динамических стереотипов.
Метапредметные результаты обучения:
—    познавательные — овладевать навыками смыслового чтения при работе с текстом; уметь анализировать информацию, полученную в ходе экспериментов, объяснять результаты, формулировать выводы;
—    регулятивные — контролировать и оценивать результаты деятельности, вносить коррективы в их выполнение;
—    коммуникативные — полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, вступать в диалог и дискуссию; эффективно работать в группе при решении учебной задачи.
Личностный результат обучения:
—    проявлять познавательный интерес, направленный на изучение поведения человека.
Ход урока
I.    Организационный этап и проверка домашнего задания
А. Объясните с точки зрения рефлекторной теории случаи поведения человека и животных.
1.    Кошка, лакающая молоко, при приближении собаки прекращает еду, выгибает спину, шерсть у нее поднимается.
2.    Человек, чтобы не вскрикнуть от боли, стискивает зубы.
3.    Человек отдергивает руку при внезапном уколе.
4.    У человека «текут слюнки» при виде вкусной пищи.
5.    Человек смотрит на руку, на которой он носит часы, но часы он забыл дома.
6.    Собака при виде поводка в руках хозяина бежит к двери.
Б. Учащимся предлагается составить схему рефлекторной дуги условного рефлекса.
Ряд 1 — защитный: маленький ребенок отворачивает голову в ответ на «ложку с лекарством».
Ряд 2 — ориентировочный: ученики проявляют повышенную двигательную активность в ответ на звонок с урока.
Ряд 3 — любой, на выбор, исходя из вашего собственного жизненного опыта (поведения).
II.    Актуализация знаний и изучение нового ма-териала
1.    Выполнение интерактивных заданий ЦОР о характеристике рефлексов и заполнение предложенной схемы.
        ФОРМЫ
безусловные реф- —■> ПОВЕДЕНИЯ —> лексы, инстинкты    ЧЕЛОВЕКА
     РЕФЛЕКСЫ        
             I    
(дыхательные, пищевые,    (    
защитные, ориентировочные,     
половые)        )
2.    Работа с ЦОР о характеристике безусловных (врожденных) рефлексов. Учащиеся выполняют задания.
—    Используя рис. 150, 151 и 152 § 54 учебника, учащиеся описывают безусловные рефлексы, которые проявляются у новорожденных и грудных детей.
—    Приводят примеры безусловных рефлексов.
Безусловные рефлексы    Примеры
Пищевые
Дыхательные
Защитные
Ориентировочные
Половые
3.    Сообщения и презентации учащихся о резуль-татах научных экспериментов австрийского ученого К. Лоренца, механизмах запечатления (импринтинга) и рефлексе следования.
4.    Работа с ЦОР о характеристике условных (приобретенных) рефлексов. Учащиеся выписывают в тетради и объясняют, какие условия необходимы для образования условных рефлексов.
5.    Работа учащихся с учебником по вариантам:
Вариант 1 — приводят примеры элементарной
рассудочной деятельности животных.
Вариант 2 — объясняют механизм формирования динамического стереотипа.
6.    Организация и проведение лабораторной ра-боты «Выработка навыка зеркального письма как пример нарушения старого и выработки нового динамического стереотипа». Учебная деятельность организуется в парах. Учащиеся выполняют задания к § 54 учебника, объясняют полученные результаты, заканчивают оформление работы дома.
III.    Закрепление нового материала и рефлексия
Метод «Дельта плюс» (формирует умение оценивать себя и действия других). Учитель предлагает оценить сначала позитивные стороны урока, а затем те моменты, которые можно было бы изменить и улучшить. Заслушивают и анализируют конструктивные предложения учащихся.
IV.    Домашнее задание
§ 54 учебника; закончить лабораторную работу; письменно задание — сравнить условные и безусловные рефлексы в виде таблицы; опережающее задание — подготовить сообщения (презентации):
— Патологический сон, летаргия, сомнамбулизм.

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 02.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar