Главная» 8 класс » Биология

План конспект по биологии 8 класс Урок 56 Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание. Познавательные процессы
02.10.2016, 15:51

Урок 56
Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание. Познавательные процессы
Цели урока: сформировать знания об особенностях высшей нервной деятельности человека; рассмотреть значение речи в познании и в труде, в развитии высших психических функций, в формировании познавательных процессов.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: информационно-рецептивный, проблемного изложения материала, частично поисковый.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.
Средства обучения: учебник, компьютер, мультимедиапроектор, ЦОР.
Предметные результаты обучения:
—    называть особенности высшей нервной деятельности человека; роль речи в познании, развитии мышления;
—    классифицировать типы и виды памяти;
—    сравнивать кратковременную и долговременную память, активное и пассивное воображение, конкретное и абстрактное мышление.
Метапредметные результаты обучения:
—    познавательные — анализировать, обрабатывать и интерпретировать информацию, проводить эксперименты и делать выводы на основе полученных результатов; строить логическую цепочку рассуждений;
—    регулятивные — контролировать и оценивать результаты деятельности, вносить коррективы в их выполнение;
—    коммуникативные — полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, вступать в диалог и дискуссию; эффективно работать в паре и группе при решении учебной задачи.
Личностные результаты обучения:
—    развивать интеллектуальные и творческие способности;
—    проявлять познавательный интерес, направленный на изучение поведения человека.
Ход урока
I.    Организационный этап и актуализация знаний
Постановка и обсуждение проблемного вопроса.
—    Каковы особенности высшей нервной деятельности человека, отличающие его от животных?
II.    Изучение нового материала
1.    Решение ситуативной задачи. Учитель пригла-шает к доске трех учащихся и ставит перед ними ситуативную задачу:
—    Представьте, что вам предложили билеты сегодня на вечер в кино, в цирк, на концерт любимых музыкантов. Куда вы пойдете? (Учащиеся думают, что выбрать. И каждый из них выбирает для себя что-то одно.)
Учитель подчеркивает, что в результате борьбы мотивов побеждает один, соответствующий наиболее насущной потребности на данный момент времени.
Беседа с учащимися по вопросам.
—    Что такое потребности? Приведите примеры базовых и второстепенных потребностей.
—    Какие факторы влияют на формирование потребностей?
2.    Фронтальная работа с классом. Учитель дает установку:
—    Когда будет демонстрироваться предмет зеленого цвета, или когда он будет только называться словом, учащиеся должны быстро поднять вверх правую руку.
На первом этапе эксперимента учитель показывает предметы разных цветов: кубики, книжки, шарики, ручки, карандаши ит. п.,в том числе и зеленого цвета. На втором этапе эксперимента учитель только называет предметы разных цветов. Учащимся предлагается объяснить результаты опыта. Почему они поднимали руку в первом и во втором случае (ведь они даже не видели предмета)?
Слово — условный сигнал, образ. С помощью речи у человека можно вырабатывать положительные условные рефлексы (поднимание руки на предъявление предмета зеленого цвета) и отрицательные тормозные рефлексы (на демонстрацию предметов других цветов). Слово «зеленый» в данном эксперименте обобщает все предметы, объединенные единым признаком — цветом.
3.    Учащимся предлагается проанализировать утверждения.
—    «Удваивая мир, слово дает возможность передавать опыт от индивида к индивиду и обеспечивает возможность усвоения опыта поколений» (И. П. Павлов).
—    Почему И. П. Павлов называл слово «сигналом сигналов»?
—    Как происходит постепенное формирование внутренней речи ребенка? Какую функцию она выполняет?
4.    Работа с учебником § 56. Учащиеся выясняют, какие психические процессы относят к познавательным, составляют опорную схему и выписывают из текста определения понятий.
5.    Практическое задание. Учащиеся изучают яв-ление взаимной индукции процессов возбуждения и торможения с использованием рисунков двойственных изображений (рисунок «ваза — два профиля»). Объясняют, почему, когда видна ваза, исчезают профили, а когда мы видим профили, пропадает изображение вазы; почему изображения сменяют друг друга.
Учитель подчеркивает, что понятия «объект восприятия» и «фон» нужны для многих практических целей.
—    Почему на охоту охотники надевают камуфляжную одежду, а школьники в поход — яркую, броскую?
6.    Тестирование по определению объемов меха-нической и логической памяти (с использованием психологических тестов). Анализ полученных результатов и беседа по вопросам.
—    Какой объем механической и логической памяти показали результаты вашего теста? Довольны ли вы результатами?
—    Какие пары слов вы запомнили лучше: с логической связью или без нее? Как вы думаете, почему?
—    С какими трудностями вы сталкиваетесь при воспроизведении информации?
Какие процессы характеризуют память?
—    Приведите примеры, как сегодня вы использовали свою механическую и логическую память.
—    Каковы механизмы кратковременной и дол-говременной памяти?
—    Можно ли развивать память? Если да, то как?
—    И. М. Сеченов говорил: «Человек без памяти оставался бы вечно в положении новорождённого». Почему?
7.    Организация учебной дискуссии.
—    Человек выделился из животного мира благодаря речи и труду, развившим его мозг, мышление и сознание. Что значит: думать, мыслить? Является ли мысль результатом деятельности мозга? Чем различаются конкретное и абстрактное мышление?
Вспомните сценку из сказки «Буратино». Мальвина — девочка с голубыми глазами — дает урок математики озорному Буратино. Проанализируйте ситуацию и объясните, о каком мышлении идет речь в тексте сказки.
—    У вас в кармане два яблока...
Буратино хитро подмигнул:
—    Врете, ни одного...
—    Я говорю, — терпеливо повторила девочка, — предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?
—    Два.
—    Почему?
—    Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!
—    У вас нет никаких способностей к математике, — с огорчением сказала девочка.
А заслуживает ли Буратино такой оценки?
В сказке подмечена характерная возрастная особенность детского мышления у Буратино — его конкретность (конкретное, предметное мышление). Каким мышлением обладает Мальвина?
—    Проанализируйте качества ума, характерные для Буратино и для Мальвины (гибкость, критичность, избирательность, творческая инициатива, консерватизм).
—    Какой тип мышления связан с речью? Приведите примеры.
III.    Закрепление нового материала и рефлексия
А. Коллективное формулирование ответа на проблемный вопрос к уроку.
Б. Самооценка деятельности.
Учащимся предлагается закончить фразы.
На уроке у меня получилось ..., я запомнил(а) ..., я буду знать, что .... Если бы я нарисовал(а) лестницу успеха ..., я бы сегодня на уроке поместил(а) себя из пяти ступенек на ... .
IV.    Домашнее задание
§ 56 учебника; составить опорную схему «Память»; задание 1 выполнить в тетради.

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 02.11.2016 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar