Главная» 8 класс » Биология

План конспект по биологии 8 класс Урок 57 Воля, эмоции, внимание
02.10.2016, 15:51

Урок 57
Воля, эмоции, внимание
Цели урока: сформировать знания о внимании, эмоциях и воле; раскрыть их значение в жизни человека; рассмотреть физиологические основы произвольного и непроизвольного внимания, его основные свойства.
Тип урока: комбинированный с элементами лабораторных исследований.
Методы обучения: информационно-рецептивный, проблемного изложения материала, частично поисковый.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.
Средства обучения: учебник, компьютер, мультимедиапроектор, ЦОР (слайды, иллюстрирующие волевые усилия спортсменов, ученых в лабораториях и т. п.), фотографии людей в различных эмоциональных состояниях, иллюстрация усеченной пирамиды для проведения опыта.
Предметные результаты обучения:
—    объяснять значение воли, внимания и эмоций в жизни человека;
—    называть разницу между понятиями «эмоциональные реакции», «эмоциональные состояния», «эмоциональные отношения»;
—    сравнивать произвольное и непроизвольное внимание.
Метапредметные результаты обучения:
—    познавательные — анализировать, обрабатывать и интерпретировать информацию; строить логическую цепочку рассуждений;
—    регулятивные — контролировать и оценивать результаты деятельности, вносить коррективы в их достижение;
—    коммуникативные — полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, вступать в диалог и дискуссию; эффективно работать в паре и группе при решении учебной задачи.
Личностный результат обучения:
—    проявлять познавательный интерес, направленный на изучение организма человека.
Ход урока
I.    Организационный этап и проверка домашнего задания
Письменная проверка знаний.
Вариант 1
1.    Составить опорную схему «Мышление».
2.    Написать небольшое эссе «Моя память».
Вариант 2
1.    Составить опорную схему «Память».
2.    Придумать рассказ «Познавательные процессы у детей».
II. Актуализация знаний и изучение нового материала
1.    Дискуссия. Учитель демонстрирует слайды, иллюстрирующие волевые усилия спортсменов, ученых, и предлагает учащимся прокомментировать их и сформулировать определение понятия «воля». Организация дискуссии по вопросам.
—    Чем вызваны волевые действия, каковы их причины?
—    Каковы этапы волевого акта? Покажите их в виде схемы. (Мотив — выбор цели — выбор средств для достижения цели — результат.)
—    Приведите примеры волевых действий, которые вы совершили сегодня. Какие внешние и внутренние препятствия необходимо было преодолеть для достижения поставленной цели?
—    Приведите примеры ситуаций, когда ваши волевые действия выполняли побудительную функцию, а когда — тормозную.
—    Что помогает преодолевать трудности на пути к достижению цели?
—    Внушаемость и негативизм, с вашей точки зрения, это отрицательные или положительные характеристики?
—    Какие волевые качества (характеристики воли) человека можно выделить? (Целеустремленность, настойчивость, решительность, самообладание, терпение...)
—    Над развитием каких из этих волевых качеств вам необходимо поработать? Насколько важны они для вашей жизни?
2.    Учащимся предлагается выполнить задания.
1) Используя текст § 57 учебника, выяснить и записать в таблицу характеристики разных проявлений эмоций. Работа организуется по вариантам, затем ученики обмениваются информацией в процессе выступлений и задают уточняющие и корректирующие вопросы.
Проявление л    _    Способ
г -    Примеры Длительность
эмоции    гг (-и    управления
Эмоциональные
реакции
Эмоциональные
состояния
Эмоциональные
отношения
2) Читая книгу, слушая музыку, общаясь с друзьями, люди ощущают радость, грусть, воодушевление, огорчение. Очень часто наши эмоции бывают написаны на лице.
Опишите эмоции людей, изображенных на фото, по их выражению лица (мимике) и глазам.
—    Можно ли управлять эмоциями?
—    Почему учителю и ученикам важно создавать положительную эмоциональную атмосферу на уроках?
3.    Поисковая беседа и анализ ситуаций.
—    Какие ситуации (события) заставляют вас со-средоточиться или, наоборот, стать невнимательным, рассеянным?
—    Всегда ли вы внимательны на уроках? От чего зависит ваше внимание?
—    Попробуйте самостоятельно дать определение понятия «внимание». Проанализируйте его.
—    Один из учеников опоздал на урок. Он открывает двери кабинета и заходит. Что мы наблюдаем? Почему все внимание сосредоточено именно на нем? Предположите, какие рефлексы являются физиологической основой внимания.
4.    Организация и проведение лабораторной ра-боты «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом». Учащиеся выполняют задания § 57 учебника, объясняют полученные результаты, заканчивают оформление работы дома.
Цели работы:
—    определить устойчивость внимания;
—    выяснить условия его повышения.
Обсуждение результатов.
—    При каком внимании наблюдается наибольшее число колебаний внимания?
Результаты второго эксперимента «Удержание образа при произвольном внимании». Если фигура исчезала:
—    не более 11 раз — повышенное устойчивое вни-мание;
—    12—20 — нормальная устойчивость внимания;
—    более 20 раз — недостаточная устойчивость внимания.
—    Как можно уменьшить число колебаний внимания?
Величину колебаний внимания можно уменьшить волевым усилием. Поэтому для развития устойчивого внимания надо: дисциплинировать себя; уметь сосредоточиться при выполнении заданий; тренировать способность выделять наиболее важные детали и не замечать второстепенные.
—    Можно ли повысить устойчивость внимания?
Можно, при активной работе с объектом. При
объяснении учителя полезно активно осмысливать услышанное, тренировать себя в быстром переключении внимания с одного объекта на другой.
III.    Закрепление нового материала и рефлексия
Учащиеся сравнивают процессы ощущения, восприятия и внимания и заполняют таблицу.
Критерий    Ощущение Восприятие Внимание
Определение
Физиологическая основа процесса
Основные свойства
Виды
Биологическое
значение
IV.    Домашнее задание
§ 57 учебника; закончить оформление лабораторной работы и заполнение таблицы.

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 02.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar