Главная» 8 класс » Биология

План конспект по биологии 8 класс Урок 5 Человек как вид. Человеческие расы
02.10.2016, 15:02

Урок 5
Человек как вид. Человеческие расы

Цели урока: сформировать знания о человеческих расах, выявить характерные признаки существующих рас и причины их появления; доказать вред расистских теорий.
Тип урока: изучение нового материала. 
Методы обучения:    информационно-рецептивный,
проблемного изложения материала, частично поисковый.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, дифференцированно-групповая.
Средства обучения: учебник, компьютер, мультимедиапроектор, фотографии, рисунки с изображением людей разных рас.
Предметные результаты обучения:
—    перечислять характерные признаки человеческих рас;
—    доказывать несостоятельность расистских взглядов.
Метапредметные результаты обучения:
—    познавательные — анализировать, обрабатывать и интерпретировать информацию с целью установления причинно-следственных связей для объяснения происхождения человеческих рас;
—    регулятивные — ставить цель на основе соотнесения того, что известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
—    коммуникативные — полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, вступать в дискуссию; эффективно работать в группе при решении учебной задачи.
Личностные результаты обучения:
—    осознавать ценность общепринятых этических и моральных норм;
—    проявлять познавательный интерес и мотивы, на-правленные на изучение человека как биологического вида.
Ход урока
I.    Организационный этап и актуализация знаний
Учащиеся составляют перечень основных свойств, характеризующих понятие «вид». Коллективно формулируют определение.
Вид — это совокупность особей, обладающих наследственным сходством морфологических, физиологических и биохимических особенностей, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, занимающих в природе определенную область распространения — ареал.
Всё современное человечество принадлежит к одному виду — Человек разумный по общим признакам:
1)    единое происхождение;
2)    единый план строения тела (морфологическое и анатомическое сходство);
3)    физиологическое сходство (четыре группы крови, одинаковые болезни, сходные механизмы защитных реакций);
4)    при скрещивании представителей разных рас появляется плодовитое потомство.
Следовательно, к одному виду принадлежат блондины и брюнеты, люди с темной и светлой кожей, низкие и высокие. В чем можно искать причины такого многообразия? Как это можно объяснить?
II.    Изучение нового материала
1.    Самостоятельная работа с учебником § 5. Уча-щимся предлагается найти в учебнике и выписать в тетрадь определение понятия «раса». По каким признакам человечество разделяют на расы?
2.    Просмотр ЦОР и дифференцированно-группо-вая работа с рисунками с изображением людей различных рас.
Группа № 1. Европеоидная (евразийская) раса.
Группа № 2. Австрало-негроидная (экваториальная) раса.
Группа № 3. Монголоидная (азиатско-американская) раса.
Учащиеся сравнивают их между собой и выявляют черты сходства и различия. Характерные признаки рас представляют в виде опорной схемы, отдельные опорные блоки которой находятся в файлах (раздаточный материал). Схему корректируют в ходе просмотра ЦОР и изучения текста учебника и оформляют в рабочей тетради.
Расы различаются между собой по ряду наследственных признаков: цвету кожи, цвету и форме волос, глаз, форме носа и губ, но сохраняют главные общевидовые особенности.
3.    Рассказ учителя и беседа с учащимися по во-просам.
—    Как возникли расы и какие условия способствовали их образованию?
—    Как условия среды влияли на формирование тех или иных признаков?
Ученые предполагают, что расы человека формировались около 30—40 тыс. лет тому назад в процессе расселения вида Человек разумный по всему земному шару.
Такие признаки, как высокий или низкий рост, темная или светлая кожа, прямые или курчавые волосы, складывались на протяжении тысячелетий, когда организм человека приспосабливался к действию определенных экологических факторов (к определенному количеству солнечного света, действию высоких или низких температур и др.).
III.    Закрепление нового материала и рефлексия
Учащимся предлагается выполнить интерактив
из ЦОР о расах человека или выписать последовательно цифры, указывающие на характерные признаки расы.
Ряд 1    Ряд 2    Ряд 3
Европеоидная    Австрало-негроидная    Монголоидная
раса    раса    раса
1.    Прямые или волнистые, часто светлые волосы.
2.    Темный цвет кожи.
3.    Светлый цвет кожи.
4.    Узкий разрез глаз.
5.    Темные курчавые волосы.
6.    Лицо широкое, уплощенное.
7.    Узкий выступающий нос.
IV.    Домашнее задание
§ 5 учебника; задание № 2 выполнить письменно.

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 02.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar