Главная» 8 класс » Биология

План конспект по биологии 8 класс Урок 62 Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передаваемые половым путем
02.10.2016, 15:54

Урок 62
Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передаваемые половым путем
Цели урока: раскрыть различия между наследственными и врожденными заболеваниями человека; сформировать представления о заболеваниях, передаваемых половым путем; рассмотреть меры по их профилактике.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: информационно-рецептивный, проблемного изложения материала, частично поисковый.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.
Средства обучения: учебник, компьютер, мультимедиа- проектор, ЦОР о венерических заболеваниях, презенга- ции учащихся по теме.
Предметные результаты обучения:
—    перечислять и характеризовать наследственные и врожденные заболевания человека, а также заболевания, передаваемые половым путем (СПИД, гепатит В, венерические болезни).
Метапредметные результаты обучения:
—    познавательные — выделять главное, обобщать, сравнивать, анализировать, обрабатывать информацию, представлять ее в форме презентаций, рефератов и сообщений;
—    регулятивные — контролировать и оценивать результаты деятельности, вносить коррективы в их достижение;
—    коммуникативные — полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, вступать в дискуссию.
Личностные результаты обучения:
—    осознавать личную ответственность за здоровье будущих потомков;
—    проявлять познавательный интерес, направленный на изучение организма человека.
Ход урока
I.    Организационный этап и письменная провер-ка знаний
Задание в тестовой форме.
1.    Вторичные половые признаки формируются под действием
а)    половых клеток
б)    нервных импульсов
в)    половых гормонов
2.    Яичники расположены в
а) брюшной полости    в) мошонке
б) матке    г) влагалище
3.    Процесс выхода зрелой яйцеклетки из фолликула называется
а) менструацией    г) эрекцией
б) овуляцией    д) поллюцией
в)    имплантацией
4.    Наиболее надежные средства для предупреждения беременности:
а)    презервативы
б)    женские влагалищные колпачки
в)    контрацептивы — химические препараты общего действия
г)    внутриматочные спирали
д)    химические препараты местного действия
5.    Начальный этап индивидуального развития организма человека — это
а)    зигота    г) грудной ребенок
б)    зародыш    д) эмбрион
в)    плод
6.    Причина менструации — это
а)    разрыв кровеносных сосудов влагалища
б)    овуляция — выход зрелой яйцеклетки
в)    отслоение слизистой оболочки матки
г)    разрыв неоплодотворенной яйцеклетки
7.    Если в яйцеклетку проникает сперматозоид с Х-хромосомой, развивается зародыш
а)    женского пола    б) мужского пола
8.    Оплодотворение происходит в:
а)    матке    в) маточных    трубах
б)    влагалище    г)    яичниках
9.    Половые клетки человека содержат хромосом в количестве
а)    46    6)23 в) 21 г) 48
10.    Яйцеклетка сохраняет способность к опло-дотворению
а)    12—15 часов    в) сутки
б)    2—4 суток    г) неделю
11.    Желтое тело
а)    участвует в образовании сперматозоидов и мужских половых гормонов
б)    временная железа секреции, которая образуется на месте разрушенного фолликула
в)    вырабатывает гормон, который задерживает созревание следующего фолликула и готовит слизистую оболочку матки к имплантации
12.    Функции половых органов контролируют
а)    подкорковые центры большого мозга
б)    гипоталамус
в)    мозжечок
г)    переднюю долю гипофиза
д)    поясничный и крестцовый отделы спинного мозга
13.    Разнояйцевые близнецы
а)    развиваются из одной оплодотворенной яйцеклетки — зиготы
б)    развиваются из двух разных яйцеклеток
в)    имеют одинаковый пол
г)    могут быть разного пола
д)    имеют одинаковый генотип, внешне очень похожи
14.    Молоко (молозиво) в молочних железах женщины начинает вырабатываться
а)    до беременности
б)    во время беременности
в)    после родов
15.    Плацента после родов
а)    растворяется в матке
б)    отслаивается и выходит из организма
в)    продолжает выполнять функции железы вну-тренней секреции
II. Актуализация знаний и изучение нового материала
Быть хорошо рожденным — право каждого ребенка.
Л. Н. Толстой
1.    Рассказ учителя о причинах возникновения наследственных заболеваний с демонстрацией фо-тографий (слайдов).
Все родители мечтают о том, чтобы их дети были здоровыми и умными, красивыми и счастливыми. И никто не хотел бы оставить своим детям в наследство болезни, ведущие к инвалидности или короткой и неполноценной жизни. Но есть семьи, отмеченные «печатью неблагополучия», в которых передаются из поколения в поколение те или иные заболевания.
Наследственные заболевания связаны с нарушениями в хромосомах родительских половых клеток. Если сперматозоид и яйцеклетка или обе эти клетки имеют дефекты к моменту оплодотворения, то при их слиянии образуется неполноценный зародыш с наследственной патологией. По данным статистики, около 10% детей в мире ежегодно рождаются с наследственными аномалиями.
2.    Сообщения и презентации учащихся о наслед-ственных и врожденных заболеваниях (синдром Дауна, гемофилия, дальтонизм, альбинизм, фенилке- тонурия, полидактилия, синдактилия).
По ходу сообщений остальные учащиеся заполняют сравнительную таблицу.
Наследственные и врожденные заболевания человека
Критерии    Наследственные    Врожденные
для сравнения    заболевания    заболевания
Причины возникновения
Примеры заболеваний
3.    Беседа с учащимися по вопросам:
—    Как вы считаете, какие периоды в развитии зародыша и плода можно назвать критическими и почему?
—    Как влияют, по вашему мнению, на развитие плода употребление матерью алкоголя, курение, лекарственные препараты, вирусные инфекции?
Эмбрион человека наиболее уязвим в первые три месяца его развития, так как еще не сформирована плацента — защитный барьер. В этот период плод наиболее чувствителен к вирусным инфекциям, лекарственным препаратам, курению, алкоголю, ионизирующему излучению.
4.    Сообщения и презентации учащихся о врож-денных аномалиях (пороки сердца, заячья губа, по-ражения ЦНС и др.).
—    Критические периоды в развитии плода.
—    Влияние алкоголя на внутриутробное развитие плода.
—    Влияние курения на развитие зародыша и плода.
—    Что такое алкогольный синдром плода?
5.    Просмотр ЦОР о венерических заболеваниях.
Сообщения учащихся о СПИДе, дополнения учителя.
Работа с текстом учебника и заполнение таблицы.
Болезни, передающиеся половым путем
Заболевание    СПИД Гепатит В Сифилис
Пути заражения
Возбудители
Симптомы
Поражаемые структуры Меры профилактики
Проверка заполнения таблицы, коррекция знаний.
III.    Закрепление нового материала и рефлексия
Методический прием «Микрофон».
Самооценка учащимися учебной деятельности на уроке.
Я доволен (или недоволен) результатами своей работы, так как .... Я научился ..., понял ..., запомнил .... Я хотел бы узнать ....
IV.    Домашнее задание
§ 62 учебника; закончить заполнение таблиц.

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 02.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar