Главная» 8 класс » Биология

План конспект по биологии 8 класс Урок 63 Развитие ребенка после рождения. Индивид и личность. Темперамент и характер. Становление личности
02.10.2016, 15:55

Урок 63
Развитие ребенка после рождения. Индивид и личность. Темперамент и характер. Становление личности
Цели урока: сформировать знания об особенностях развития ребенка после рождения, об уникальности каждого индивида и личности, условиях ее становления; дать
представление о психологических особенностях: темпераменте и характере.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: информационно-рецептивный, проблемного изложения материала, частично поисковый.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.
Средства обучения: учебник, компьютер, мультимедиапроектор, ЦОР о возрастных периодах развития человека.
Предметные результаты обучения:
—    перечислять этапы развития ребенка после рождения и становления личности;
—    распознавать типы темперамента и черты характера.
Метапредметные результаты обучения:
—    познавательные — анализировать, обрабатывать и интерпретировать информацию с целью выявления особенностей;
—    регулятивные — контролировать и оценивать результаты деятельности, вносить коррективы в их выполнение;
—    коммуникативные — полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, вступать в диалог и дискуссию; эффективно работать в паре и группе при решении учебной задачи.
Личностный результат обучения:
—    проявлять познавательный интерес, направленный на изучение организма человека.
Ход урока
I.    Организационный этап и актуализация знаний
Человек — биосоциальное существо. С рождения его называют индивидом, то есть единичным представителем человеческого рода, вида Человек разумный. Поведение человека зависит от его индивидуальных особенностей, его темперамента, характера, мотивации. В обществе человек взаимодействует с другими людьми и становится личностью. Личность — это человек, для которого характерны сознание и определенный уровень психического развития, способность управлять своим поведением и деятельностью.
Каждый человек — уникален и неповторим. Человек — это личность со своими, только ему свойственными чертами характера, манерами поведения, увлечениями, хобби. Всё это формируется той средой, в которой человек рождается, живет, учится, работает, общается.
На доске схема «Структура личности».
II. Изучение нового материала
1.    Просмотр ЦОР о возрастных периодах разви-тия человека и фронтальная беседа по вопросам.
— Какие периоды различают в развитии человека? 
—    Предложите форму таблицы, в которой можно составить их описание. Заполнение таблицы — домашнее задание.
Возрастные периоды в развитии человека
Название возрастного    n    v
Возраст    Характеристика
периода    г    гг
—    Почему материанское молоко — самый лучший продукт для ребенка?
—    Почему во время бодрствования ребенка желательно чаще выкладывать на живот?
—    Почему маленьких детей следует оберегать от контактов с больными людьми?
—    Почему для развития ребенка очень важна игровая деятельность?
—    Каковы особенности полового созревания девочек и мальчиков?
2.    Учитель предлагает учащимся выполнить задание по рис. 172 § 63 учебника. Проверка выполнения задания.
3.    Организация ролевой игры «Узнай меня».
Учащиеся, используя свои актерские таланты, демонстрируют особенности каждого из типов темперамента. Задача остальных учащихся: угадать, кто кого изобразил.
4.    Коллективный анализ схемы «Характер».
Черты    ХАРАКТЕР    Отношение к
у             I    
•    волевые    •    положительные    • окружающему
•    эмоциональные    (     миру;
•    моральные        )    •    
•    интеллектуалы    • отрицательные    •    
ные    (     «самому себе
     ) 1     J
САМООЦЕНКА
—    В чем выражается характер?
—    Назовите положительные и отрицательные черты характера
—    Что такое самооценка?
—    Какие факторы влияют на формирование ха-рактера?
—    В чем разница понятий «индивид» и «личность»?
5.    Самостоятельная работа в парах. Учитель предлагает учащимся проанализировать поведение и поступки главных героев из любимого кинофильма или художественного произведения.
—    Какие черты характера преобладают у главных героев?
—    Чем объяснить, что в критические моменты ха-рактер человека проявляется наиболее полно и ярко?
—    Можно ли оправдать поведение несдержанного, агрессивного человека, типом темперамента?
III.    Закрепление нового материала и рефлексия
1.    Обсуждение вопроса.
—    Почему нельзя путать свойства темперамента (сила процессов возбуждения и торможения, их подвижность и уравновешенность) и черты характера человека?
2.    Учитель зачитывает утверждения. Учащиеся определяют, какому темпераменту они соответствуют.
1.    Чувствительный, эмоциональный тип, склонен к пессимизму.
2.    Вспыльчивый, безудержный, самоуверенный, инициативный.
3.    Хорошо сдерживает свои чувства, живо откликается на внешние воздействия, отличается живой мимикой и выразительными движениями.
4.    Сдержан, медлителен, невозмутим; темп движений и речи медленный.
5.    Неуверенность, нерешительность, трудность выбора, обидчивость, повышенная чувствительность.
6.    Нетерпелив, ожидание выводит его из себя; движения порывистые.
7.    Нуравновешен, сила процессов торможения и возбуждения снижена; глубоко переживает даже незначительные события, тревожность высокая.
8.    С трудом приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивая навыки и привычки.
9.    Предприимчив, в экстремальных ситуациях собран, целеустремлен, лидер.
10.    Замкнут, медленно сходится с новыми людьми, малообщителен.
11.    Повышенно впечатлителен, застенчив, внимание неустойчиво.
12.    Сообразителен, быстро адаптируется к изме-няющимся условиям.
13.    Голос тихий, речь замедленная, предпочитает подчиняться правилам и авторитетам; нуждается в постоянном сочувствии и поддержке окружающих.
14.    Схватывает информацию на лету; в любую минуту готов сорваться с места и куда-то мчаться.
15.    Веселый, жизнерадостный; легко переживает неудачи и неприятности; быстро теряет интерес к делу.
IV.    Домашнее задание
§ 63 учебника; с целью самопознания можно предложить учащимся (по желанию) изучить индивидуальные психологические особенности (тест на определение уровня самооценки, тест-опросник К. Юнга для определения, экстраверт или интроверт, тест «художник или мыслитель?» и др.). Ре-зультаты тестирования можно использовать на уроке 64.

 

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 02.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar