Главная» 8 класс » Биология

План конспект по биологии 8 класс Урок 6 Общий обзор организма человека
02.10.2016, 15:02

Урок 6

Общий обзор организма человека

Цели урока: сформировать знания об уровнях органи­зации организма человека и плане его строения, топогра­фии внутренних органов, системах органов и полостях тела.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения:                            информационно-рецептивный,

проблемного изложения материала, частично поисковый.

Формы организации учебной деятельности: индиви­дуальная, фронтальная, дифференцированно-групповая.

Средства обучения: учебник, компьютер, мультиме­диапроектор, ЦОР, торс человека, рисунки с изображени­ем внутренних органов, текст, описывающий их функции, схема организма человека как единой целостной систе­мы, видео «Трехмерная анатомическая модель человека».

Предметные результаты обучения:

—                                        называть и показывать на иллюстрации внутренние органы человека;

  • выявлять связи между структурой и функциями ор­ганов.

Метапредметные результаты обучения:

  • познавательные — ориентироваться в текстах, вы­делять основную и второстепенную информацию; приме­нять для получения новых знаний модели, муляжи, анато­мические атласы, таблицы, схемы;
  • регулятивные — ставить цель и планировать пути ее достижения; уметь контролировать и оценивать резуль­таты деятельности, вносить коррективы в их достижение;
  • коммуникативные — полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, всту­пать в диалог и дискуссию; эффективно работать в группе при решении учебной задачи.

Личностный результат обучения:

  • понимать важность изучения строения собственно­го тела для сохранения здоровья.

Ход урока

I.                             Организационный этап и актуализация знаний

Наш организм представляет собой единое целое, наиболее совершенное и гармоничное создание из всех тех, которые только могла создать природа... Мы говорим так, но никогда не задумываемся над содержанием этого понятия.

Учащимся предлагается самостоятельно сформу­лировать определение понятия «организм» и запи­сать его на отдельном листе. Через 2 минуты учени­ки обмениваются информацией в парах, а затем в четверках и записывают одно обобщенное скоррек­тированное определение. Далее учащиеся при помо­щи учителя формулируют цель и задачи урока.

II.                             Изучение нового материала

1. Рассказ учителя с использованием видео «Трех­мерная анатомическая модель человека» и схемы «Уровни организации организма человека». По хо­ду рассказа учителя и просмотра видео учащиеся оформляют схему в тетради и записывают определе­ние понятий «ткань», «орган», «система органов», «организм».

Организм — это открытая, целостная, саморегу­лирующаяся биологическая система, реагирующая как единое целое на изменения внешней среды. Сис­тема эта относительно устойчива и образована раз­ными уровнями структурной и функциональной ор­ганизации: органы состоят из тканей, ткани — из клеток, клетки — из молекул. Молекулы, клетки, ткани, органы и системы органов объединены в орга­низме человека в единое целое.

Органические вещества — белки, углеводы, жи­ры, нуклеиновые кислоты входят в состав любой живой клетки. Именно из них состоят органоиды — упорядоченные структурные компоненты клетки, обеспечивающие все процессы жизнедеятельности.

Клетки специализируются на выполнении опре­деленных функций. Клетки «одной специальности» объединяются в группы и в совокупности с межкле­точным веществом формируют определенные груп­пы тканей.

Из нескольких тканей, среди которых одна имеет функционально ведущее значение, состоят органы.

Органы, выполняющие общие физиологические функции, объединяются в систему органов.

Все системы органов взаимосвязаны и составля­ют единый организм.

2.                             Рассказ учителя о внешнем и внутреннем стро­ении организма человека (общий план строения, ди­афрагма, полости тела, внутренние органы, располо­женные в брюшной и грудной полостях) с демонстра­цией таблиц, ЦОР.

3.                             Дифференцированно-групповая самостоятель­ная работа в четверках.

— Вспомните из курса зоологии, какие системы органов вам известны.

Учащимся предлагается раздаточный матери­ал — рисунки внутренних органов и тексты, описы­вающие их функции. Задание — установить, какие внутренние органы объединяет предложенная систе­ма органов и какие функции она выполняет. В про­цессе выполнения учебного задания учащиеся оформ­ляют в тетради обобщающую таблицу.

Системы органов и их функции

_                                                             Орган, входящий                 ж

Система органов                                   г                                            Функция

г                                                              в состав системы                    3

III.                            Закрепление нового материала и рефлексия

А. Просмотр ЦОР о внутренних органах и прак­тическое задание. С целью формирования навыков работы с анатомическими атласами, рисунками и моделями предлагается задание, в ходе которого учащиеся находят проекции наиболее жизненно важных внутренних органов.

Учащиеся используют рисунки в анатомическом атласе или рис. 5 § 3 учебника, изучают расположе­ние внутренних органов: сердца, легких, печени, желудка, кишечника, гортани, диафрагмы, селезен­ки и др.

Б. Фронтальная работа. Учащиеся должны на­звать соответствующий описанию орган и показать на своем теле его расположение:

а)               в брюшной полости по обе стороны от пояснич­ного отдела позвоночника;

б)                под диафрагмой справа и по средней линии те­ла;

в)                под диафрагмой слева от средней линии тела;

г)                в грудной полости левее от средней линии тела;

д)                выше диафрагмы под грудной костью.

В. Устный опрос по вариантам. Из перечня вну­тренних органов учащиеся выбирают те, которые расположены:

I                            вариант — в брюшной полости;

II                            вариант — в грудной полости.

1 — желудок; 2 — кишечник; 3 — почки; 4 — легкие; 5 — сердце; б — печень; 7 — поджелудочная железа; 8 — трахея; 9 — пищевод; 10 — мочевой пу­зырь; 11 — матка.

IV.                           Домашнее задание

§ б учебника; письменное задание: докажите, что любой орган — это часть целостного организма и вне организма его функционирование невозможно.

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 02.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar