Главная» 8 класс » Биология

План конспект по биологии 8 класс Урок 7 Клеточное строение организма
02.10.2016, 15:04

Урок 7

Клеточное строение организма

Цели урока: сформировать знания о строении клетки человека и основных процессах жизнедеятельности, про­текающих в живых клетках; выявить взаимосвязь между строением органоидов и выполняемыми функциями.

Тип урока: изучение нового материала с элементами лабораторных исследований.

Методы обучения: информационно-рецептивный, ча­стично поисковый, исследовательский, проблемного из­ложения.

Формы организации учебной деятельности: индиви­дуальная, фронтальная, дифференцированно-групповая.

Средства обучения: учебник, компьютер, мультимедиа­проектор, рисунки, иллюстрирующие различные клетки человеческого организма, презентация «Органоиды клет­ки», ЦОР.

Предметные результаты обучения:

  • описывать строение и функции основных органо­идов клетки, связь их строения с выполняемыми функция­ми; описывать различия между растительной и животной клетками;
  • распознавать структурные компоненты клетки на рисунках, учебных таблицах, микрофотографиях;
  • перечислять основные процессы жизнедеятельно­сти клетки (деление, обмен веществ и энергии, рост и раз­витие).

Мета предметные результаты обучения:

  • познавательные — ориентироваться в текстах, вы­делять основную и второстепенную информацию; стро­ить логическую цепочку рассуждений;
  • регулятивные — контролировать результаты дея­тельности, вносить коррективы в их достижение;
  • коммуникативные — сотрудничать в поиске и обра­ботке информации.

Личностный результат обучения:

  • проявлять познавательный интерес, направленный на изучение клеточного уровня организации живого.

Ход урока

I.                             Организационный этап и актуализация знаний

Учитель демонстрирует учащимся различные клетки организма человека (рисунки, микрофото­графии клеток крови, клеток костной, хрящевой, жировой ткани, нейронов и др.) и подчеркивает, что по форме, размерам, строению и функциям клетки чрезвычайно разнообразны, но все они имеют общую структуру.

Учащиеся выделяют три основных структурных компонента клетки (ядро, цитоплазма, клеточная мембрана) и объясняют, от чего зависит форма, раз­меры и особенности строения клеток (от выполняе­мой функции).

Учащиеся сравнивают по учебным таблицам строение растительной и животной клеток, выявля­ют черты сходства и различия. (В клетках расте­ний — клеточная стенка, пластиды и вакуоли.)

II.                           Изучение нового материала

Просмотр видео «Внутренняя жизнь клетки» и дифференцированно-групповая самостоятельная работа учащихся с текстом учебника § 7 по изучению особенностей строения и функций органоидов клет­ки. Ниже приведены задания для каждой группы.

Группа N 1. Ядро

—                                         Структурные компоненты ядра, их значение.

—                                         Хромосомы, молекула ДНК, гены, их функции.

—                                         Сколько хромосом в клетках тела и в гаметах человека?

—                                         Почему гаметы содержат вдвое меньшее число хромосом?

Группа N 2. Клеточная мембрана. Рост и раз­витие клетки

—                                         Структурные компоненты мембраны клетки.

—                                         Полупроницаемость и функции клеточной мембраны.

—                                         Как клетка растет? Ограничены ли размеры клетки?

—                                         Чем различаются процессы — рост и развитие клеток?

Группа N 3. Эндоплазматическая сеть (ЭПС). Рибосомы. Аппарат Гольджи (АГ). Л изосомы

—                                         Особенности строения ЭПС, АГ, рибосом и ли- зосом.

—                                         Функции ЭПС, АГ, рибосом. Изобразите в ви­де схемы и объясните, как взаимосвязаны эти орга­ноиды клетки.

—                                         Почему ЭПС называют «транспортной систе­мой» клетки?

Группа N 4. Митохондрии. Обмен веществ и энергии

—                                         Особенности строения митохондрий.

—                                         Почему митохондрии — ото «энергетические станции»?

Группа № 5. Обмен веществ и энергии. Фер­менты

—                                         Как в клетке происходит обмен веществ?

—                                         В каждой клетке содержится большое количе­ство белков-ферментов. Какова их роль? Почему при разрушении ферментов клетка погибает?

—                                            Продемонстрируйте и опишите опыт, доказы­вающий, что в живых клетках при участии фермен­тов (в частности, фермента каталазы) происходят биохимические реакции.

—                                            Объясните, почему не происходит выделения кислорода, если для опыта мы используем вареный картофель.

Группа № 6*. Деление клетки. Клеточный центр

—                                            Особенности строения и функции клеточного центра.

—                                            Какие изменения происходят в ядре делящей­ся клетки?

—                                            Покажите на магнитной модели и опишите фа­зы деления клетки.

По ходу выступлений групп учащиеся заполняют в тетрадях обобщающую таблицу.

Органоиды клетки

Органоид                                                    Строение                       Функция

III.                            Закрепление нового материала и рефлексия

Организация и проведение лабораторной рабо­ты «Изучение клеток под оптическим микроско­пом» по изучению строения клеток организма чело­века. Учебная деятельность организуется парами или в группах и сопровождается демонстрацией ЦОР о размере и форме клеток.

Учащиеся рассматривают в микроскоп готовые микропрепараты, наблюдают, описывают и сравни­вают форму, размеры, особенности строения клеток, формулируют выводы.

IV.                             Домашнее задание

§ 7 учебника; на примере одного-двух органоидов опишите связь строения с выполняемыми функция­ми; закончить заполнение таблицы «Органоиды клетки». Опережающее задание — учащиеся (по же­ланию) готовят сообщения об одном из четырех ти­пов тканей.

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 02.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar