Урок 9
Нервная ткань.
Рефлекторная регуляция
Цели урока: сформировать знания о структуре и функ¬циях нейрона, механизме возникновения нервного им¬пульса, рефлекторной регуляции функций в организме человека.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: информационно-рецептивный,
проблемного изложения материала, частично поисковый.
Формы организации учебной деятельности: индиви¬дуальная, фронтальная, парная.
Средства обучения: учебник, ЦОР, компьютер, мульти¬медиапроектор.
Предметные результаты обучения:
— знать структуру и функции нейрона и нейроглии, общий план строения нервной системы;
— описывать механизмы возбуждения и торможения, принцип работы синапса;
— знать определение понятий «рефлекс» и «рефлек¬торная дуга»; уметь изображать графически рефлектор¬ные дуги.
Метапредметные результаты обучения:
— познавательные — строить логическую цепочку рассуждений, делать выводы на основе полученных ре¬зультатов;
— регулятивные— контролировать собственную дея¬тельность и оценивать ее результаты, вносить коррективы в ее выполнение;
— коммуникативные — полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, вступать в диалог; эффективно работать в паре при реше¬нии учебной задачи.
Личностный результат обучения:
— проявлять познавательный интерес к приобрете¬нию новых знаний о своем организме; формировать бе¬режное отношение к своему здоровью.
Ход урока
I. Организационный этап и актуализация знаний
Учитель. В первой половине XVII века было сделано открытие, имевшее в дальнейшем огромное значение для развития физиологии... Французский философ и ученый Рене Декарт заявил миру о суще¬ствовании рефлекса.
Сегодня на уроке нам предстоит убедиться, что именно рефлекс лежит в основе работы нервной сис¬темы. Мы выясним, как устроены нервные клетки и как они обмениваются сигналами. Мы научимся строить рефлекторные дуги простых врожденных рефлексов.
И. Изучение нового материала
1. Лекция учителя с демонстрацией ЦОР о нерв¬ной системе. План лекции:
1. Структура и функции нервной ткани
а) функции нейроглии;
б) строение нейрона (тело нейрона, ядро, аксон, дендриты).
2. Нервные волокна.
3. Структура и функции синапса. Принцип рабо¬ты синапса.
4. Механизм возникновения возбуждения и тор-можения.
5. Типы нейронов (по функциям): чувствитель¬ные, вставочные, исполнительные.
По ходу лекции учащимся предлагается:
а) зарисовать строение нейрона, подписать его структурные компоненты и указать выполняемые ими функции; стрелкой указать путь передачи нерв¬ного импульса;
б) зарисовать схематично строение синапса, под¬писать его структурные компоненты; стрелкой ука¬зать путь передачи сигнала возбуждения или тормо¬жения;
в) составить классификацию нейронов по выпол-няемым функциям;
г) записать определения следующих основных понятий темы: нейрон, нейроглия, дендрит, аксон, синапс, нейромедиатор, нервный узел (ганглий), нервные волокна.
2. Просмотр ЦОР о рефлекторной регуляции и выполнение фронтального письменного задания с
использованием текста § 9 учебника. Учащиеся со¬ставляют в тетради опорную схему (или заполняют предложенную), включающую основные понятия темы.
3. Фронтальная беседа по вопросам.
— Объясните, в чем заключается разница между понятиями «рефлекс» и «раздражимость».
— При прикосновении к губам новорожденного у него возникают сосательные движения. Какие еще врожденные рефлексы можно наблюдать у грудных детей?
— Как называются рефлексы, которые выраба-тываются в течение жизни человека? Приведите примеры.
— Сколько звеньев включает рефлекторная ду¬га?
— Какими анатомическими структурами пред¬ставлены звенья рефлекторной дуги?
— Возможно ли осуществление рефлекса при на-рушении одного из звеньев рефлекторной дуги? По¬чему?
Опорная схема «Рефлекторная регуляция»
1. Деятельность нервной системы имеет ... характер.
2. Рефлекс — это ....
3. Классификация рефлексов.
Виды рефлексов ^
Рефлексы {по характеру рефлекторной реакции)
Y
Двигательные
Рефлексы {по биологическому значению)
у | |
Ориентировочные
4. Рефлекторная дуга — это
Подпишите части рефлекторной дуги:
1 — ;
2 — ;
3— ;
4 — ;
5—
Рецептор —> —► —> —>-
Структурный элемент Функция
1. Рецептор Преобразование раздражения
в нервные импульсы
2. Чувствительный Проведение импульса в ЦНС
(центростремительный)
нейрон
3. ЦНС (спинной или Анализ, обработка поступивших
головной мозг) сигналов и их передача
на двигательный нейрон
4. Исполнительный Проведение импульса из ЦНС
(центробежный) нейрон к рабочему органу
5. Эффектор — нервное Ответная реакция (сокращение
окончание в исполни- у мышцы, секреция у железы)
тельном органе
4. Рассказ учителя о системе обратной связи, по-зволяющей оценить правильность ответной реакции ЦНС.
Если случайно уколоть палец, то проявится за¬щитный безусловный рефлекс — отдергивание ру¬ки. Почему этот рефлекс не проявляется, когда у че¬ловека прокалывают кожу пальца для взятия крови на анализ? (Волевым усилием человек тормозит этот рефлекс, так как спинномозговой центр рефлекса контролируется корой больших полушарий.)
Следовательно, организм может вносить поправ¬ки в рефлекторный ответ. Это возможно благодаря наличию обратной связи.
Связи
прямые обратные
Сигналы от нервного центра Сигналы исполнительного к исполнительному органу, органа о своем состоянии контролирующие его работу нервному центру
III. Закрепление нового материала и рефлексия
А. Организация и проведение практической рабо¬ты «Мигательный рефлекс и условия его проявления и торможения». Учебная деятельность организуется в парах или группах. Учащиеся выполняют задания 1—5, предложенные в § 9 учебника.
Б. Методический прием «Микрофон». Учащимся предлагается рассказать, что нового они узнали на уроке; что лучше всего запомнилось; какие вопросы остались без ответа.
IV. Домашнее задание
§8,9 учебника; построить рефлекторную дугу за¬щитного рефлекса (отдергивание руки при прикос¬новении к горячему утюгу). Описать функции ее структурных звеньев.