Главная» 8 класс » Биология

План конспект по биологии 8 класс Урок 9 Нервная ткань. Рефлекторная регуляция
02.10.2016, 15:05

Урок 9
Нервная ткань.
Рефлекторная регуляция
Цели урока: сформировать знания о структуре и функ¬циях нейрона, механизме возникновения нервного им¬пульса, рефлекторной регуляции функций в организме человека.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения:    информационно-рецептивный,
проблемного изложения материала, частично поисковый.
Формы организации учебной деятельности: индиви¬дуальная, фронтальная, парная.
Средства обучения: учебник, ЦОР, компьютер, мульти¬медиапроектор.
Предметные результаты обучения:
—    знать структуру и функции нейрона и нейроглии, общий план строения нервной системы;
—    описывать механизмы возбуждения и торможения, принцип работы синапса;
—    знать определение понятий «рефлекс» и «рефлек¬торная дуга»; уметь изображать графически рефлектор¬ные дуги.
Метапредметные результаты обучения:
—    познавательные — строить логическую цепочку рассуждений, делать выводы на основе полученных ре¬зультатов;
—    регулятивные— контролировать собственную дея¬тельность и оценивать ее результаты, вносить коррективы в ее выполнение;
—    коммуникативные — полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, вступать в диалог; эффективно работать в паре при реше¬нии учебной задачи.
Личностный результат обучения:
—    проявлять познавательный интерес к приобрете¬нию новых знаний о своем организме; формировать бе¬режное отношение к своему здоровью.
Ход урока
I.    Организационный этап и актуализация знаний
Учитель. В первой половине XVII века было сделано открытие, имевшее в дальнейшем огромное значение для развития физиологии... Французский философ и ученый Рене Декарт заявил миру о суще¬ствовании рефлекса.
Сегодня на уроке нам предстоит убедиться, что именно рефлекс лежит в основе работы нервной сис¬темы. Мы выясним, как устроены нервные клетки и как они обмениваются сигналами. Мы научимся строить рефлекторные дуги простых врожденных рефлексов.
И. Изучение нового материала
1.    Лекция учителя с демонстрацией ЦОР о нерв¬ной системе. План лекции:
1.    Структура и функции нервной ткани
а)    функции нейроглии;
б)    строение нейрона (тело нейрона, ядро, аксон, дендриты).
2.    Нервные волокна.
3.    Структура и функции синапса. Принцип рабо¬ты синапса.
4.    Механизм возникновения возбуждения и тор-можения.
5.    Типы нейронов (по функциям): чувствитель¬ные, вставочные, исполнительные.
По ходу лекции учащимся предлагается:
а)    зарисовать строение нейрона, подписать его структурные компоненты и указать выполняемые ими функции; стрелкой указать путь передачи нерв¬ного импульса;
б)    зарисовать схематично строение синапса, под¬писать его структурные компоненты; стрелкой ука¬зать путь передачи сигнала возбуждения или тормо¬жения;
в)    составить классификацию нейронов по выпол-няемым функциям;
г)    записать определения следующих основных понятий темы: нейрон, нейроглия, дендрит, аксон, синапс, нейромедиатор, нервный узел (ганглий), нервные волокна.
2.    Просмотр ЦОР о рефлекторной регуляции и выполнение фронтального письменного задания с
использованием текста § 9 учебника. Учащиеся со¬ставляют в тетради опорную схему (или заполняют предложенную), включающую основные понятия темы.
3.    Фронтальная беседа по вопросам.
—    Объясните, в чем заключается разница между понятиями «рефлекс» и «раздражимость».
—    При прикосновении к губам новорожденного у него возникают сосательные движения. Какие еще врожденные рефлексы можно наблюдать у грудных детей?
—    Как называются рефлексы, которые выраба-тываются в течение жизни человека? Приведите примеры.
—    Сколько звеньев включает рефлекторная ду¬га?
—    Какими анатомическими структурами пред¬ставлены звенья рефлекторной дуги?
—    Возможно ли осуществление рефлекса при на-рушении одного из звеньев рефлекторной дуги? По¬чему?
Опорная схема «Рефлекторная регуляция»
1.    Деятельность нервной системы имеет ... характер.
2.    Рефлекс — это ....
3.    Классификация рефлексов.
Виды рефлексов ^
Рефлексы {по характеру рефлекторной реакции)
                    Y
Двигательные
Рефлексы {по биологическому значению)
    у     |    |
Ориентировочные
4.    Рефлекторная дуга — это    
Подпишите части рефлекторной дуги:
1 —    ;
2 —    ;
3—    ;
4 —    ;
5—    
Рецептор —>    —►    —>    —>- 
Структурный элемент    Функция
1.    Рецептор    Преобразование раздражения
в нервные импульсы
2.    Чувствительный    Проведение импульса в ЦНС
(центростремительный)
нейрон
3.    ЦНС (спинной или    Анализ, обработка поступивших
головной мозг)    сигналов и их передача
на двигательный нейрон
4.    Исполнительный    Проведение импульса из ЦНС
(центробежный) нейрон к рабочему органу
5.    Эффектор — нервное Ответная реакция (сокращение
окончание в исполни-    у мышцы, секреция у железы)
тельном органе
4.    Рассказ учителя о системе обратной связи, по-зволяющей оценить правильность ответной реакции ЦНС.
Если случайно уколоть палец, то проявится за¬щитный безусловный рефлекс — отдергивание ру¬ки. Почему этот рефлекс не проявляется, когда у че¬ловека прокалывают кожу пальца для взятия крови на анализ? (Волевым усилием человек тормозит этот рефлекс, так как спинномозговой центр рефлекса контролируется корой больших полушарий.)
Следовательно, организм может вносить поправ¬ки в рефлекторный ответ. Это возможно благодаря наличию обратной связи.
Связи
прямые    обратные
Сигналы от нервного центра Сигналы исполнительного к исполнительному органу, органа о своем состоянии контролирующие его работу нервному центру 
III.    Закрепление нового материала и рефлексия
А. Организация и проведение практической рабо¬ты «Мигательный рефлекс и условия его проявления и торможения». Учебная деятельность организуется в парах или группах. Учащиеся выполняют задания 1—5, предложенные в § 9 учебника.
Б. Методический прием «Микрофон». Учащимся предлагается рассказать, что нового они узнали на уроке; что лучше всего запомнилось; какие вопросы остались без ответа.
IV.    Домашнее задание
§8,9 учебника; построить рефлекторную дугу за¬щитного рефлекса (отдергивание руки при прикос¬новении к горячему утюгу). Описать функции ее структурных звеньев.

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 02.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar