Главная» 8 класс » Обществознание

План конспект по обществознанию 8 класс УРОК 13. НАУКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
27.09.2016, 18:37

УРОК 13. НАУКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ (§11)

Программа курса предполагает знакомство учащихся не только с особенностями науки как системы достоверных верифицированных (поддающихся проверке) знаний, полученных с помощью специальных научных методов, систематизированных, описанных и представленных с помощью специфического языка. Наука представляется восьмиклассникам и как система специализированных учреждений, инфраструктуры, в которой трудятся люди самых разных специальностей и квалификации. Представление о возрастании роли научных исследований в современном обществе сочетается в курсе с обсуждением проблемы нравственной и социальной ответственности учёного за результаты своих исследований.

Задачи урока

1.    Познакомить учащихся с особенностями научного знания, со сложившейся в современном обществе классификацией наук и основными элементами системы организации науки.

2.    Способствовать формированию умения объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; представлений о нравственной ответственности учёного, возрастании социального значения науки в современном обществе.

3.    Расширять общекультурный кругозор школьников через знакомство с биографиями выдающихся учёных.

4.    Создать условия для освоения приёмов работы с актуальной информацией, характеризующей современные научные открытия, оценивать достоверность научных прогнозов.

5.    Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: умение формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию; владение основами проектно-исследовательской деятельности. Оборудование урока

Учебник, рабочая тетрадь, подготовленные карточки с текстом Манифеста Рассела — Эйнштейна.

План изучения нового материала

1.    Что такое наука?

2.    Нравственные принципы труда учёного.

3.    Возрастание роли современной науки.

Варианты организации учебной деятельности

Комбинированный урок

Урок начинается с проверки домашнего задания. Для актуализации имеющихся у школьников знаний учитель задаёт им следующие вопросы: какие элементы включает духовная сфера жизни общества? Как вы понимаете, в чём состоит нравственный долг учёного?

Также могут быть использованы вопросы рубрики «Вспомним» в учебнике. В качестве опережающего задания учащимся можно предложить подготовить сообщения о российских учёных — лауреатах Нобелевской премии.

1. При изучении первого раздела важно познакомить учащихся со значениями понятия «наука».

Первое значение характеризует науку как особую систему знаний. Учащиеся знакомятся с соответствующим разделом в учебнике и выписывают в тетради отличительные признаки науки:

—    оперирует научными фактами;

—    использует категории и законы логики;

—    даёт систематизированные знания;

—    опирается на особые методы (наблюдения, эксперимент, объяснение, доказательство и др.);

—    использует особый язык (формулы, символы, знаки, обобщённые понятия).

Второе значение понятия «наука» применяется для обозначения области деятельности учёных, занятых исследованиями. Словосочетание «люди науки» подразумевает не только самих учёных, но и всех, кто трудится в этой области (лаборанты, ассистенты, редакторы научных изданий). В данном случае важно привести примеры, пояснить, что без труда большого количества людей современные научные исследования вряд ли были бы возможными.

Третье значение слова «наука» связано со специализированными объединениями людей, занятых наукой. НИИ (научно-исследовательские институты), Академия наук и отраслевые академии, исследовательские центры и лаборатории, научные библиотеки, архивы, испытательные центры и пр. — вся эта инфраструктура составляет необходимую для развития научного знания сеть.

Учебник содержит познавательную информацию об истории зарождения научных центров (рубрика «Факты»), которую могут дополнить заранее подготовленные сообщения учащихся об известных научных центрах и выдающихся российских и советских учёных, получивших высшее признание в мире — удостоенных Нобелевской премии.

2. Второй вопрос плана урока посвящён проблеме нравственного долга и ответственности учёных за результаты своих исследований.

Применительно к данной теме могут быть рассмотрены такие нравственные понятия, как долг, совесть, честность. Учащиеся самостоятельно читают соответствующий раздел учебника и отвечают на вопрос 4 рубрики «Проверим себя ».

Альтернативный вариант изучения вопроса о нравственной ответственности учёных — работа с текстом источника.

Учащимся предлагается ознакомиться с документом и ответить на вопросы. Абзацы документа пронумерованы для ^удобства обращения к отдельным фрагментам текста при его анализе и интерпретации.

Манифест Рассела — Эйнштейна.

Оглашён 9 июля 1955 г. в Лондоне

1.    Мы считаем, что в том трагическом положении, перед лицом которого оказалось человечество, учёные должны собраться на конференцию для того, чтобы оценить ту опасность, которая появилась в результате создания оружия массового уничтожения, и вынести резолюцию в духе прилагаемого проекта.

2.    В данном случае мы выступаем не как представители того или иного народа, континента или вероучения, а как люди, как представители человеческого рода, дальнейшее существование которого находится под сомнением. Мир полон конфликтов; и все второстепенные конфликты отступают перед титанической борьбой между коммунизмом и антикоммунизмом.

3.    Почти каждый человек, который остро чувствует политическую обстановку, питает симпатию или антипатию к той или иной проблеме; но мы хотим, чтобы вы, если это возможно, отбросили эти чувства и рассматривали себя только как представителей одного биологического вида, имеющего замечательную историю развития и. исчезновения которого никто из нас не может желать.

4.    Мы авторитетно заявляем, что сейчас может быть изготовлена бомба в 2500 раз более мощная, чем та, которая уничтожила Хиросиму. Такая бомба, если она будет взорвана над землёй или под водой, посылает в верхние слои атмосферы радиоактивные частицы. Они постепенно опускаются и достигают поверхности земли в виде смертоносной радиоактивной пыли или дождя. Именно такая пыль привела к заражению японских рыбаков и их улова.

5.    Никто не знает, как далеко могут распространяться такие смертоносные радиоактивные частицы. Но самые большие специалисты единодушно утверждают, что война с применением водородных бомб вполне может уничтожить род человеческий.

6.    Поэтому вот вопрос, который мы ставим перед вами, вопрос суровый, ужасный и неизбежный: должны мы уничтожить человеческий род или человечество откажется от войн? Люди не хотят столкнуться с такой альтернативой, так как очень трудно искоренить войну.

7.    Хотя любое соглашение о запрещении ядерного оружия как части общего сокращения вооружений не даёт окончательного решения, оно тем не менее могло бы послужить для достижения некоторых важных целей. Во-первых, любое соглашение между Востоком и Западом полезно до тех пор, пока оно направлено на уменьшение напряжённости. Во-вторых, запрещение термоядерного оружия, если каждая из сторон будет считать, что другая честно намерена выполнять обязательства, привело бы к уменьшению страха перед неожиданным нападением в духе Пёрл-Харбора, который держит в настоящее время обе стороны в состоянии нервного напряжения. Таким образом, мы должны приветствовать такое соглашение только как первый шаг.

РЕЗОЛЮЦИЯ:

8.    Мы призываем этот конгресс, а через него учёных всего мира и мировую общественность подписаться под следующей резолюцией:

9. «В связи с тем что в будущей мировой войне будет непременно использовано ядерное оружие и поскольку это оружие угрожает существованию рода человеческого, мы настаиваем, чтобы правительства всех стран поняли и публично заявили, что споры между государствами не могут быть разрешены в результате развязывания мировой войны. Мы требуем, чтобы они находили мирные средства разрешения всех спорных вопросов».

Вопросы к документу:

Что означает слово «манифест»? (При затруднении обратитесь к словарю.)

С какой целью учёным предлагается собраться на международную конференцию?

Кем считают себя учёные, подписавшие данный Манифест?

В чём учёные видят опасность новой войны с использованием ядерного и водородного оружия?

Какой вопрос учёные ставят перед человечеством в данном документе?

В чём учёные видят пользу соглашения о запрещении ядерного оружия?

В чём учёные, подписавшие Манифест, видят свой общественный долг?

3. Учитывая, что достижения современной науки обновляются лавинообразно, вопрос о возрастании роли науки в современном обществе требует рассмотрения не только в объёме учебника, но и в рамках конкретного периода развития науки.

В связи с этим уместно не только познакомить восьмиклассников с такой перспективной формой организации современной науки, как технопарки, но и обсудить вопрос о функциях науки в современном обществе.

Учащимся предлагается своими словами объяснить (на примерах), что представляют собой такие функции науки, как культурно-мировоззренческая, познавательно-объяснительная и прогностическая. Прогностической функции посвящено задание 3 рубрики «В классе и дома».

Домашнее задание: § 11 учебника; задания в рабочей тетради (по усмотрению учителя).

Урок проектной работы

Альтернативный вариант проведения урока — устный журнал. Примерные тематические страницы устного журнала:

1.    Из истории науки (наука в разные времена).

2.    Выдающиеся учёные — наши соотечественники.

3.    Наука и нравственность (клонирование человека: за и против).

4.    Научные прогнозы и «передовые рубежи науки».

Возможно также занятие в форме презентации самостоятельно выполненных индивидуальных или групповых исследовательских проектов.

Примерные темы проектов:

1.    Ими гордится Россия (выдающиеся учёные и их достижения).

2.    Виртуальный музей науки.

3.    Нанотехнологии: достижения и перспективы.

4.    А. Д. Сахаров — учёный и гражданин.

Домашнее задание: § 11 учебника; вопросы и задания к параграфу (по усмотрению учителя).

Литература для учителя

Воронина Л. А. Научно-инновационные сети в России: опыт, проблемы, перспективы / Л. А. Воронина, С. В. Рат-нер. — М., 2010.

Наука России. От настоящего к будущему: сб. ст. / под ред. В. С. Арутюнова. — М., 2009.

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 27.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar