Главная» 8 класс » Обществознание

План конспект по обществознанию 8 класс УРОК 22. ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ
27.09.2016, 18:40
УРОК 22. ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ (§18)

Данная тема является логическим продолжением начатого на предыдущем уроке разговора о роли экономики в жизни общества. Содержание учебного материала основывается на имеющихся у школьников знаниях из курса 7 класса о роли обмена и производства в хозяйственной жизни общества, о различных формах организации экономической деятельности (натуральное, товарное хозяйство) и способах экономического сотрудничества людей (торговля, разделение труда).

Задачи урока

1.    Раскрыть содержание основных вопросов экономики и способы их решения в различных типах экономических систем.

2.    Создать условия для формирования у учащихся умения описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов экономики; различать и сопоставлять типы экономических систем; характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах.

3.    Способствовать развитию следующих универсальных учебных действий: переработка и структурирование информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов.

Оборудование урока

Таблица «Экономические системы: линии сравнения», мультимедиапроектор, карточки с заданиями.

План изучения нового материала

1.    Нужно ли регулировать производство?

2.    Экономическая система и её функции.

3.    Типы экономических систем.

Варианты организации учебной деятельности

Комбинированный урок

Урок начинается с проверки домашнего задания. Далее организуется вводная беседа по вопросам рубрики «Вспомним».

1.    Как вариант изучения первого вопроса целесообразно выбрать самостоятельную работу учащихся с текстом раздела. Этот выбор учитывает то, что его содержание в значительной степени опирается на материалы предыдущего урока. Учащиеся знакомятся с содержанием подразделов «Что производить», «Как производить», «Для кого производится продукт». Затем учитель предлагает учащимся следующее задание: поясните на примерах из жизни и используя содержание иллюстраций в учебном тексте следующие важные для жизнедеятельности любого общества положения:

1)    экономика не может обеспечивать неограниченный выпуск товаров и услуг;

2)    участники экономики вынуждены осуществлять рациональный выбор производства и потребления предоставляемых общественных благ;

3)    производители вынуждены учитывать при организации производства запросы определённых потребителей экономических благ.

В целях проверки усвоения материалов раздела учитель спрашивает учащихся: почему главные вопросы экономики основаны на выборе? Существует ли взаимосвязь между основными экономическими вопросами?

В процессе обсуждения учитель делает необходимые пояснения и подводит учащихся к следующему выводу: любое общество, независимо от уровня благосостояния, должно уметь эффективно решать главные вопросы экономики в целях более полного удовлетворения потребностей людей и обеспечения дальнейшего развития общества.

2.    Следующий раздел наиболее сложный для усвоения учащимися. Его содержание посвящено понятию «экономическая система», имеющему многочисленные трактовки. При изучении раздела целесообразно использовать традиционный подход, предполагающий объяснение учителя с опорой на текст учебника (возможно комментированное чтение) и постановку проблемных вопросов для обсуждения.

Начать объяснение полезно со следующих вопросов: нужно ли координировать экономический выбор значительного числа участников экономической деятельности? От чего зависит выбор способов координации хозяйственной жизни и принятие решений по главным экономическим вопросам?

Обращение к учебному тексту поможет выделить и кратко сформулировать следующие критерии выбора этих способов:

—    господствующая в обществе форма собственности;

—    методы принятия экономических решений;

—    мотивация людей к труду.

Учителю важно акцентировать внимание на наиболее общей характеристике следующих путей решения обществом главных вопросов экономики:

1)    согласно традициям;

2)    через приказы и распоряжения сверху вниз;

3)    с помощью рынка.

Можно предложить учащимся привести собственные примеры различных способов принятия экономических решений.

Доказав необходимость согласования деятельности производителей в процессе производства, обмена и распределения результатов труда, учитель знакомит школьников с понятием «экономическая система» (совокупность способов согласования экономической деятельности людей для решения вопросов: что, как и для кого производить).

Дополнительный материал для учителя

Можно привести несколько определений понятия «экономическая система», например:

•    Экономической системой называется способ согласования деятельности производителей в условиях разделения труда.

•    Экономическая система — совокупность механизмов и институтов для принятия и реализации решений, касающихся производства, дохода и потребления в рамках определённой географической среды.

•    Экономическая система — это набор организационных механизмов, с помощью которых распределяются ограниченные ресурсы, для того чтобы удовлетворять потребности людей.

Предложите учащимся выбрать наиболее удачное, с их точки зрения, определение.

Для закрепления изученного учитель может дать учащимся следующее задание: составьте два предложения с использованием понятия «экономическая система» (например: «Экономические системы различаются способами регулирования деятельности производителей», «В любой экономической системе решаются основные вопросы экономики: что, как и для кого производить»).

Далее учитель называет основные типы экономических систем, не углубляясь в их сравнительное описание (у учащихся ещё недостаточно знаний для их сравнительного анализа). Необходимо, чтобы школьники пришли к пониманию, что существующие экономические системы различаются главным образом способами достижения определённого равновесия между ограниченными ресурсами для производства товаров и услуг и безграничными потребностями людей в них.

3. Материалы последнего раздела позволяют углубить представление учащихся о понятии «экономическая система» через изучение особенностей организации хозяйственной деятельности, характерных для того или иного типа экономических систем.

Для изучения данного раздела предлагается несколько вариантов организации учебной деятельности.

Вариант 1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, сопровождающаяся дополнениями и необходимыми разъяснениями учителя.

Первый объект изучения — традиционная экономика. Учащиеся знакомятся с различными проявлениями этого способа организации хозяйственной жизни, а учитель помогает выделить его наиболее характерные признаки. Здесь и при анализе проявлений других экономических систем учитель может использовать сформулированные выше критерии выбора способов координации экономической жизни: господствующая в обществе форма собственности; методы принятия экономических решений; мотивация людей к труду.

Формирование представлений учащихся о рыночной экономической системе требует особого внимания, так как изучение особенностей функционирования этой системы закладывает основу для понимания значительного числа экономических явлений, которые будут предметом изучения в последующих темах курса. Учитель обращает внимание на усвоение понятия «рынок», а также особенностей решения основных вопросов экономики через рыночный механизм ценообразования. Анализ материалов рубрики «Мнения» поможет учащимся глубже понять положительные стороны рыночного регулирования экономики и его «просчёты». Этому будет способствовать также выполнение следующего задания: сравните различные подходы к оценке эффективности рыночной системы хозяйствования и определите, какая из оценок вам кажется более убедительной.

1) Рыночная система эффективно распределяет ресурсы, управляет личной выгодой, обеспечивает общество наибольшим количеством необходимых товаров из имеющихся ресурсов. Рыночная экономика базируется на свободе выбора и свободе предпринимательства и может координировать экономическую деятельность без принуждения.

2) Нацеленность рыночной системы на максимум прибыли, неспособность учитывать коллективные потребности препятствуют производству товаров и услуг, необходимых обществу. Эта экономическая система не гарантирует полной занятости населения и стабильного уровня цен.

Следующая экономическая система — командная. Целесообразно связать предложенные в учебном тексте характеристики с историческими примерами функционирования этой системы в нашей стране и причинами её крушения.

Содержание учебного текста о том, что в реальной жизни практически не существует государства с чётко выраженным типом экономической системы, учителю целесообразно дополнительно пояснить и обсудить с учащимися. В этом поможет организация выполнения учащимися задания 2 рубрики «В классе и дома». Учитель подводит итоги обсуждения и знакомит учащихся с выводом о том, что действующие в мире экономические системы сочетают различные способы организации экономической жизни. Это позволяет осуществить логический переход к следующему вопросу — характеристике смешанной экономической системы.

Для усвоения существенных признаков этой экономической системы учитель организует работу учащихся с текстом документа, предложенного в учебнике, и обсуждение фактических материалов (о США и Японии). Для проверки понимания учащимися воздействия на экономику её основных регуляторов — государства и рынка — полезно совместно обсудить следующие вопросы: какие экономические проблемы решаются в условиях смешанной экономики преимущественно государством, а какие — рынком? Каким образом государство обеспечивает социальные гарантии граждан в смешанной экономике? Приведите известные вам примеры. Какие меры государственного регулирования рыночного хозяйства позволяют обеспечить его эффективность?

В результате обсуждения этих вопросов учитель подводит учащихся к выводу о том, что экономическая система призвана привести в соответствие безграничные потребности и ограниченные возможности членов общества через решение главных вопросов экономики и тем самым способствовать эффективному использованию ограниченных ресурсов.

Вариант 2. Учащиеся получают задание:    прочитав

учебный текст, выделите наиболее существенные признаки каждой из экономических систем. В ходе коллективного

обсуждения предложений учащихся на доске заполняется таблица:

Экономическая система

 

Основные признаки

 

Учитель помогает учащимся сделать выводы о различном и общем в функциях экономических систем.

В наиболее подготовленном классе учитель может организовать выполнение задания по работе с таблицей. Учащимся предлагается на основе предложенных линий сравнения охарактеризовать различия в функционировании экономических систем:

Линии

сравнения

Рыночная

экономическая

система

Командно-административная экономическая система

Господствующая форма собственности

Частная

собственность

Государственная

собственность

Способы регулирования деятельности производителей

Личный интерес

свободных

производителей

Государственный

план

Механизмы

ценообразова

ния

Цены устанавливаются в результате взаимодействия спроса и предложения

Государство устанавливает цены на товары и услуги

Возможен вариант проектной работы в группах по подготовке сообщения (презентации) на тему «Рыночная система хозяйствования: просчёты и преимущества».

Далее для закрепления изученного на уроке можно предложить выполнить следующие задания:

1. Определите, какую экономическую систему характеризует каждый из приведённых ниже примеров.

а)    При выборе занятия или сферы трудовой деятельности дети, как правило, идут по стопам своих родителей.

б)    Начало посевной кампании привело к росту цен на топливо для сельскохозяйственной техники.

в)    Для увеличения объёмов выпуска продукции оборонных предприятий правительством были выделены дополнительные материальные ресурсы и направлены квалифицированные специалисты.

Предполагается, что учащиеся правильно укажут на традиционный, рыночный и командный типы экономических систем.

2. Укажите, какие из перечисленных утверждений являются верными, а какие — ошибочными.

а)    Экономические системы различаются методами принятия решений по основным вопросам экономики.

б)    Государство является основным хозяйственным субъектом во всех экономических системах.

в)    Эффективность рыночной экономической системы зависит от обилия природных ресурсов страны.

г)    В рыночной экономической системе отсутствуют любые формы планирования экономики.

д)    Проблема выбора способа использования ограниченных ресурсов в командной экономике в отличие от экономики других типов решается на основе личных интересов свободных производителей.

е)    Рыночная экономика отличается от командной тем, что в ней существует конкуренция товаропроизводителей.

Учитель анализирует результаты выполнения заданий, помогает обсудить причины типичных ошибок.

Домашнее задание: задания 1, 3 рубрики «В классе и дома».

Литература для учителя

Автономов В. С. Введение в экономику: учеб, для 10— 11 кл. / В. С. Автономов. — М., 2004. — Гл. 2.

Липсиц И. В. Экономика: учеб, для вузов / И. В. Лип-сиц. — М., 2007. — Гл. 1, 2.

Михайлушкин А. И. Основы экономики: учеб, для ссу-зов. — М., 2003. — Гл. 1.

Практикум по основам экономической теории: учеб, пособие для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изуч. экономики / под ред. С. И. Иванова. — М., 2004. — Гл. 2.

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 27.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar