Главная» 8 класс » Обществознание

План конспект по обществознанию 8 класс УРОК 32. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО И МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ
27.09.2016, 18:43
УРОК 32. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО И МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ (§ 28)

Содержание данной темы связано с курсами истории и экономической географии. На уроке учащиеся знакомятся со структурой мирового хозяйства; особенностями внешней торговли и факторами, влияющими на этот процесс в современном мире; понятием «валютный курс» и механизмом его формирования; получают возможность сравнить различные варианты внешнеторговой политики на примере протекционизма и фритрейдерства (свободной торговли). Задачи урока

1.    Раскрыть основной смысл понятия «мировое хозяйство» .

2.    Содействовать развитию экономического мышления на основе понимания места и роли России в международных экономических отношениях, механизма формирования обменного курса валют.

3.    Совершенствовать у учащихся умение осуществлять экономический анализ на основе статистических данных, оценивать последствия внешнеторговой политики, экономически грамотно строить своё поведение в ситуациях, связанных с изменением валютного курса.

4.    Способствовать развитию у учащихся универсальных учебных действий, связанных с учебным сотрудничеством, работой в группах.

Оборудование урока

Мультимедиапроектор, компьютер, учебник, рабочая тетрадь, схема «Методы регулирования внешней торговли». План изучения нового материала

1.    Мировое хозяйство.

2.    Внешняя торговля.

3.    Внешнеторговая политика.

4.    Обменные курсы валют.

Варианты организации учебной деятельности

Комбинированный урок

Урок начинается с проверки домашнего задания. Далее учитель обращается к рубрике «Вспомним» в учебнике. В целях актуализации знаний из курса 7 класса учащимся можно предложить следующие вопросы и задание: какую роль торговля играет в экономическом развитии общества? Почему торгуют не только отдельные люди, но и страны? Что такое мировые деньги? Почему удобно использовать золото? Зная, что представляет собой всероссийский рынок, определите, что такое мировой (всемирный) рынок.

1. Первый раздел предполагает знакомство учащихся с понятием «мировое хозяйство». Из курса истории им известно, что при переходе к индустриальному обществу на смену изолированному хозяйству отдельных стран приходит формирование мирового хозяйства.

Для активизации познавательной деятельности учащихся учитель предлагает классу вопрос: что лежит в основе объединения национальных хозяйств в единое мировое хозяйство?

Возможный вариант ответа:    международное разделе

ние труда на основе специализации стран на производстве определённых видов продукции, которыми страны могут обмениваться между собой.

В основе международного разделения труда лежит стремление стран к получению экономических выгод. Эти выгоды проявляются в полном соответствии с законами рынка. Уместно спросить учащихся, как законы рынка способствуют международному разделению труда.

Дополнительно учитель может пояснить, что международное разделение труда, на котором основано мировое хозяйство, осуществляется, во-первых, по отраслям и сферам экономики (например, заниматься сельским хозяйством и производством продовольствия выгодно там, где для этого имеются природные условия). Во-вторых, существует специализация на производстве отдельных видов готовой продукции и услуг. Наконец, возможна специализация и на производстве отдельных компонентов или узлов продукции.

Пояснить преимущества международного разделения труда можно с помощью примера, который использовал английский экономист Д. Рикардо (1772—1823): Англия и Португалия вели между собой торговлю вином и сукном. В Португалии производить и вино, и сукно было дешевле, чем в Англии. И Португалия могла обеспечить этими товарами обе страны. В действительности Португалия стала специализироваться на производстве вина, а Англия — сукна.

Учитель спрашивает учащихся, какие выгоды каждой стране принесло такое разделение труда и специализация.

С целью закрепления материала учащимся предлагается ответить на вопросы 1 и 2 рубрики «Проверим себя», а также привести примеры международного разделения труда в современном мире.

2. Второй раздел тесно связан с вопросом о международном разделении труда и не вызовет особенных трудностей у восьмиклассников.

Информацию о международных экономических организациях можно дополнить заранее подготовленными сообщениями учащихся о Международном валютном фонде (МВФ) и Всемирной торговой организации (ВТО).

3. Третий раздел посвящён внешнеторговой политике. Важно, чтобы учащиеся осознали, что политика в сфере международной торговли является частью внешнеэкономической политики.

Под внешнеторговой политикой принято понимать деятельность государств, направленную на развитие торговых отношений с другими странами мира или группами стран. Эта деятельность может осуществляться различными методами: тарифными и нетарифными. Учитель поясняет это положение с помощью следующей схемы:

Из курса истории учащиеся знакомы с сущностью политики протекционизма и либеральной политики свободной торговли (фритрейдерства). Уместно предложить ученикам объяснить самим, в чём суть протекционизма и в чём — фритрейдерства.

Современная внешнеторговая политика разных стран мира строится как сочетание этих двух противоположных тенденций. Причём в разные периоды развития это сочетание может существовать с преобладанием той или иной тенденции.

Закрепить полученные знания можно с помощью задания 1 рубрики «В классе и дома».

4. Заключительный раздел посвящён обменным курсам валют.

Вопрос этот имеет не только познавательное, но и практическое значение, поскольку расширяющиеся международные контакты, туризм, развитие международной торговли предполагают необходимость понимания механизма обмена национальной валюты на валюту других стран.

Учащимся необходимо усвоить ряд специальных терминов: валюта, валютный курс, обменный курс валют, фиксированный курс валют и биржевой курс валют. Учащимся предлагается выписать из экономического словаря значение этих терминов и проиллюстрировать их конкретными примерами. Эта работа может быть выполнена в группах и обсуждена в классе.

При объяснении механизма формирования обменного курса валют учитель может использовать материал рубрики «Ситуация».

В качестве дополнительного задания можно предложить учащимся объяснить, как закон спроса влияет на формирование курса валют на бирже.

Для закрепления изученного материала учащиеся отвечают на вопрос 5 рубрики «Проверим себя».

Домашнее задание: § 28 учебника; задания в рабочей тетради (по усмотрению учителя).

Урок групповой работы

Учащимся предлагается на основе текста учебника и дополнительно подготовленных дома материалов выполнить задания в группах.

Задания готовятся на карточках и заранее сообщаются учащимся:

1.    Дайте определение мировой экономики, проиллюстрируйте его примерами.

2.    Составьте логическую схему к разделу «Внешняя торговля». В предлагаемой схеме отразите: сущность понятия, основные факторы внешней торговли, место и роль России в международном разделении труда.

3.    Заполните сравнительную таблицу «Внешнеторговая политика протекционизма и свободной торговли».

4.    Пятиклассник обратился к вам с просьбой объяснить, от чего зависит обменный курс валют. Объясните школьнику механизм формирования этого курса.

Домашнее задание: § 28 учебника; вопросы рубрики «Проверим себя»; задания рубрики «В классе и дома» (по усмотрению учителя).

Литература для учителя

Липсиц И. В. Экономика: учеб, для вузов / И. В. Лип-сиц. — М., 2007. — Гл. 24, 25.

Лобачёва Е. Н. Экономика: учеб, для вузов / Е. Н. Лобачёва. — М., 2008. — Гл. 26, 27.

Носова С. С. Экономическая теория. Краткий курс: учеб, пособие для студентов вузов / С. С. Носова. — М., 2003. — Гл. 27, 30, 39.

Практикум по основам экономической теории: учеб, пособие / под ред. С. И. Иванова. — М., 2004. — Гл. 16.

Экономика: учеб, для 10—11 кл. / под ред. А. Г. Грязновой, Н. Н. Думной. — М., 2007. — Гл. 13.

Задачи урока

1.    Способствовать формированию относительно целостного представления об экономике, её роли в жизни общества и основных проявлениях, способах согласования экономической деятельности людей, функциях и механизмах влияния государства на экономику.

2.    Создать условия для развития у учащихся следующих универсальных учебных действий: самостоятельное формулирование познавательной цели, планирование и организация учебной деятельности; поиск и выделение необходимой информации; определение способов действий в рамках предложенных условий и требований; построение логической цепи рассуждений, доказательства; осуществление продуктивного учебного сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Оборудование урока

Мультимедиапроектор, учебник.

Варианты организации учебной деятельности

На этом уроке представляются результаты выполнения ранее предложенных заданий рубрики «Практикум» к главе «Экономика».

Вариант 1

1)    Организация дискуссии в классе (задание 2).

2)    Обсуждение результатов выполнения задания 6 (анализ данных социологического опроса).

Вариант 2

1)    Организация работы в группах по заданию 9 (разработка плана проектной деятельности) и обсуждение её результатов.

2)    Обсуждение результатов предварительно выполненного задания 1 (самостоятельный поиск и анализ информации в Интернете).

3)    Фронтальная работа по заданиям 3, 4 (решение тестовых заданий).

Вариант 3

1)    Коллективное обсуждение проблемы (задание 5).

2)    Фронтальная работа по заданиям 3, 4, 7, 8, 10 (решение тестовых и учебно-познавательных задач) и обсуждение результатов.

Учитель помогает учащимся сформулировать необходимые выводы по рассмотренным темам и оценить результаты работы.

Задачи урока

1.    Акцентировать внимание на основной проблематике курса 8 класса.

2.    Проверить качество усвоения пройденного материала, сформировавшиеся умения и навыки.

Оборудование урока

Мультимедиапроектор, компьютер, слайдовые презентации, тестовые задания, учебник, рабочая тетрадь. Варианты организации учебной деятельности

В начале урока учитель обращает внимание на основные содержательные блоки, предложенные в курсе 8 класса (соответствуют главам учебника «Личность и общество», «Сфера духовной культуры», «Социальная сфера», «Экономика»), а также на основные понятия курса (человек, его потребности, деятельность, межличностные отношения, особенности духовной жизни и духовного мира; общество как форма жизнедеятельности человека, развитие общества, культура, её особенности; мораль, религия как форма (область) духовной культуры; экономика, её субъекты; факторы производства; спрос и предложение; механизм цен; экономические системы и собственность, роль государства в экономике, социальная структура общества и др.).

Далее предлагается несколько вариантов организации учебной деятельности.

Вариант 1. Проектная работа (для наиболее подготовленного класса )

Учитель заранее предлагает учащимся подготовить по 2—3 слайда, отражающие ключевые понятия и ведущие идеи курса.

Можно предложить учащимся объяснить смысл некоторых афоризмов.

Примеры афоризмов для обсуждения (учитель может предложить другие афоризмы):

1.    «Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок». (А. Н. Толстой (1882— 1945), русский советский писатель.)

2.    «Высшее призвание капитала не в том, чтобы делать деньги, а в том, чтобы делать больше денег ради улучшения жизни». (Г. Форд (1863—1947), американский промышленник, один из основателей автомобильной промышленности в США.)

3.    «Всякая нация может и должна учиться у другой». (К. Маркс (1818—1883), немецкий экономист и политический деятель.)

Вариант 2. Урок-беседа

Вопросы для беседы:

1)    в чём проявляется биосоциальная сущность, человека?

2)    Почему формирование личности невозможно вне общества?

3)    Как связаны мышление, речь и деятельность человека?

4)    Что такое общество?

5)    Почему гуманизм считается высшей ценностью?

6)    Как связаны между собой патриотизм и гражданственность?

7)    Что отличает мораль от других видов социальных норм?

8)    В чём заключается проблема экономического выбора?

9)    Каковы основные вопросы экономики?

10)    Какова роль экономической системы в жизни общества?

И) Какие элементы входят в социальную структуру?

Для проверки качества усвоения пройденного материала можно предложить итоговый тест по основным темам курса. Вопросы к тесту учитель, исходя из особенностей класса, составляет самостоятельно (см. материалы для итоговых уроков по каждой из глав в рабочей тетради).

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 27.10.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar