Главная» 9 класс » Биология

План конспект по биологии 9 класс Урок 11 Роль гормонов в обменных процессах организма человека. Взаимосвязь нервной и гуморальной регуляци
04.10.2016, 12:56

Урок 11

Роль гормонов в обменных процессах организма человека. Взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции

Цель урока: сформировать и расширить знания учащихся о свойствах гормонов, их взаимосвязи и влиянии на обменные процессы в организме человека.

Задачи урока: показать роль гормонов в обменных процессах организма человека; раскрыть особенности нервно-гуморальной регуляции и роль гормонов в этом процессе; познакомить с нарушениями в деятельности организма человека, связанные с изменениями в функционировании желез, а также мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей с подобными нарушениями.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—    роль гормонов в обменных процессах организма человека;

—    свойства гормонов и особенности их влияния на организм;

—    заболевания, вызванные недостатком или избытком содержания гормонов; меры предупреждения таких заболеваний.

Учащиеся должны уметь:

—    раскрывать значение гормонов в регуляции жизнедеятельности организма человека, их свойства;

—    разъяснять влияние гормонов желез внутренней секреции на организм человека, связанное с нарушением работы желез и изменениями выделения гормонов;

—    раскрыть меры предупреждения эндокринных заболеваний, особенности поведения человека с нарушениями обменных процессов при таких заболеваниях.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—    работать с учебником, материалами ЦОР, другими источниками биологической информации с целью подготовки сообщений и других видов творческой работы;

—    развивать критическое мышление в ходе оценивания и преобразования полученной информации;

—    грамотно излагать свои мысли, предложения, ответы на вопросы.

Личностные результаты обучения:

—    познавательный интерес к теме урока, материал которого направлен на сохранение здоровья человека;

—    знание и реализация установок здорового образа жизни;

—    ответственное отношение к учению, готовность к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации.

—    определяют значимость изучаемого материала для определения факторов риска, влияющих на здоровье человека;

—    разъясняют роль гормонов в регуляции функций организма, в осуществлении согласованной деятельности органов и систем органов, связи организма с окружающей средой;

—    называют основные свойства гормонов;

—    объясняют причины заболеваний человека, связанных с нарушениями деятельности желез;

—    характеризуют взаимосвязь гуморальной и нервной регуляции деятельности организма человека;

—    соблюдают правила техники безопасности, поведения в кабинете биологии.

Тип урока: комбинированный.

Средства обучения: учебник; рабочая тетрадь; дидактические карточки-задания; нагладные пособия, иллюстрирующие многообразие и строение желез человека; компьютер, набор ЦОР.

Ход урока

Первый вариант проведения урока

I. Проверка знаний

1.    Устный опрос — беседа по вопросам и заданиям рубрики «Проверьте свои знания» на с. 53 учебника.

2.    Работа с заданиями ЦОР по теме «Гуморальная регуляция». (Оригиналы ответов сдаются учителю; копия остается у ученика для само- или взаимоконтроля.)

3.    Индивидуальный опрос по дидактическим карточкам-заданиям.

4.    Проверочная работа. (Взаимоконтроль по копии ответов.)

II. Изучение нового материала

1. Гипофиз — важнейшая железа в системе внутренней секреции. Связь гипофиза с центральной нервной системой. Рассказ учителя. Заранее подготовленное сообщение учащегося о гипофизе. Работа учащихся с материалом учебника, ма-

териалами ЦОР. Выполнение задания 38 рабочей тетради. Беседа по результатам выполнения работы.

2.    Гормон роста. Гипофизарные нарушения. Заранее подготовленное сообщение учащегося о гормоне роста. Работа с материалами ЦОР и таблицами. Обсуждение изученного материала. Дополнения и коррекция ответов учителем.

3.    Гормоны щитовидной железы, их влияние на обмен веществ. Нарушения функций щитовидной железы и заболевания, связанные с этим. Профилактика заболеваний щитовидной железы; меры поддержания ее нормальной жизнедеятельности. Заранее подготовленное сообщение учащегося о щитовидной железе. Работа учащихся с объектом ЦОР. Самостоятельная работа учащихся с материалом учебника на с. 50—52. Словарная работа. Выполнение задания 39 рабочей тетради. Дополнения учителя.

4.    Околощитовидные железы. Работа учащихся с материалом учебника на с. 49. Задание: «Найдите в тексте учебника материал об околощитовидных железах. Выясните их расположение в организме и значение для нормального функционирования». Беседа.

5.    Надпочечники, их роль в организме. Связь с вегетативной нервной системой. Рассказ учителя. Работа учащихся с материалом учебника на с. 49 и объектами ЦОР.

6.    Поджелудочная железа. Инсулин — гормон поджелудочной железы. Сахарный диабет, его причины и лечение. Образ жизни людей, страдающих сахарным диабетом. Рассказ учителя или беседа со школьным врачом. Изучение материалов ЦОР.

7.    Вывод о роли гормонов в обеспечении гуморальной регуляции. Взаимосвязь гуморальной и нервной регуляции в поддержании нормального обмена веществ.

III. Рефлексия. Обобщение и закрепление знаний

1. Устная беседа по вопросам и заданиям 1—12 рубрики «Проверьте свои знания» на с. 53 учебника с использованием выполненных заданий 38, 39 рабочей тетради.

2.    Выполнение заданий ЦОР и их проверка.

3.    Выполнение и обсуждение заданий 40, 41 рабочей тетради.

IV. Домашнее задание

Изучить материал учебника по теме «Гуморальная регуляция» на с. 46—53. Подготовить сообщение на тему «Инстинкты». Подготовить памятку «Что необходимо знать и соблюдать при сахарном диабете». Подготовиться к проверочно-обобщающей работе по теме «Гуморальная регуляция».

Второй вариант проведения урока

I.    Проверка знаний (см. первый вариант проведения урока)

II.    Изучение нового материала в форме групповой работы

Каждая группа получает задание.

1)    Ваша группа представляет ... (название железы или желез).

2)    Изучите материал учебника на странице ... .

3)    Ознакомьтесь с материалами и заданиями ЦОР по данной теме. Выполните задания, предложенные в материалах ЦОР по вашей теме.

4)    Подготовьтесь рассказать своим одноклассникам о данной железе (железах) внутренней секреции.

5)    Впишите необходимые сведения в таблицы заданий 38, 39 рабочей тетради.

III.    Рефлексия. Обобщение и закрепление знаний

1.    Обсуждение и проверка выполнения заданий 38—39 рабочей тетради.

2.    Устное обсуждение вопросов и заданий рубрики «Проверьте свои знания» на с. 53 учебника.

3.    Работа с наглядным пособием. Фронтальная беседа по вопросам, предложенным учителем: «Где образуются гормоны? Какова роль гормонов в организме человека? В чем отличие желез внешней секреции от желез внутренней секреции? Какое влияние оказывают гормоны на организм? Найдите на таблице железы внутренней секреции, назовите и покажите их. Какова их роль? Какие свойства ха-

рактерны для гормонов? Почему они должны поступать в кровь постоянно?»

4. Выполнение тестовых заданий.

Вариант 1. Проверочные задания ЦОР по теме урока.

Вариант 2. Тестовые задания.

1) Значение гормонов:

а)    регуляция функций органов

б)    рост организма

в)    регуляция обмена веществ

г)    развитие организма

2)    Гормоны, вырабатывающиеся в железах внутренней секреции, попадают непосредственно

а)    в кишечник

б)    в кровь (кровяное русло)

в)    на поверхность кожи

г)    в тканевую жидкость

3)    Моментальная реакция организма регулируется

а)    нервной системой

б)    центральной нервной системой

в)    гормонами

г)    периферической нервной системой

4)    На функции желез внутренней секреции влияет

а)    вегетативная нервная система

б)    гормоны гипофиза

в)    сознание

г)    центральная нервная система

5)    Железа(ы) внутренней секреции, которая(ые) управляет(ют) всеми гормональными процессами организма, — это

а) надпочечники    в) гипофиз

6) щитовидная    г) поджелудочная

б)    Основной источник секреции гормонов в организме:

а)    свет    в) сам организм

б)    пища    г) воздух

7) Основной химический элемент в гормоне щитовидной железы — тироксине:

а)    бром    в) калий

б)    иод    г) железо

8)    Болезнь, развивающаяся при недостатке гормона щитовидной железы, —

а)    микседема    в) кретинизм

б)    базедова болезнь    г) гигантизм

9)    Болезнь акромегалия связана с нарушением функций

а)    гипофиза    в) щитовидной железы

б)    надпочечников    г) половых желез

IV. Домашнее задание (см. первый вариант проведения урока)

В случае недостатка учебного времени уроки 10 и 11 можно объединить, спланировав ход урока по усмотрению учителя.

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 04.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar