Главная» 9 класс » Биология

План конспект по биологии 9 класс Урок 12 Строение и значение нервной системы
04.10.2016, 12:57

Урок 12

Строение и значение нервной системы

Цель урока: сформулировать представление о строении и значении нервной системы человека.

Задачи урока: опираясь на изученный ранее материал о нервной системе животных, сформировать знания об особенностях строения нервной системы человека, ее типах и классификации, основных функциях; раскрыть зависимость функций нервных клеток от особенностей их строения; объяснить рефлекторный принцип работы нервной системы и механизм нервной регуляции; научить распознавать и описывать основные отделы и органы нервной системы человека; продолжить развитие приемов и навыков умственной деятельности учащихся (сравнение, анализ, обобщение, работа с книгой, материалами ЦОР, самонаблюдение и др.).

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—    определения понятий «рецептор», «нервы», «нервные узлы», «синапс»;

—    роль нервной системы в регуляции функций организма человека, в согласованной работе органов и систем органов и связи с окружающей средой;

—    типы нервной системы; строение и функции частей и отделов нервной системы;

—    роль соматической и вегетативной нервных систем в регуляции жизнедеятельности организма человека;

—    строение нейронов как основы нервной системы, их типы, свойства и функции;

—    рефлекторный принцип деятельности нервной системы, виды рефлексов, строение рефлекторной дуги.

Учащиеся должны уметь:

—    распознавать на таблицах и рисунках основные отделы и органы нервной системы человека;

—    сравнивать строение нервной системы человека и животных, безусловные и условные рефлексы;

—    изображать схемы рефлекторных дуг безусловных и условных рефлексов, объяснять их различия;

—    работать с учебником, рабочей тетрадью, материалами ЦОР для усвоения учебного материала.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—    работать с источниками биологической информации (учебником, материалами ЦОР, словарями);

—    использовать некоторые приемы развития мышления (логического, критического): конспектирование, составление схем и таблиц;

—    давать определения понятий, классифицировать, формулировать выводы по результатам анализа, сравнения, наблюдений.

Личностные результаты обучения:

—    ответственное отношение к обучению, наличие мотивации к получению новых знаний по теме урока, их углубление.

Основные виды деятельности учащихся:

—    объясняют значения понятий «рецептор», «нервные узлы», «синапс» и др.;

—    определяют роль нервной системы и ее органов;

—    раскрывают особенности строения частей и типов нервной системы; роль нейронов, их классификацию и строение;

—    сравнивают строение нервной системы человека и животных;

—    характеризуют взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их характерные особенности;

— работают с различными источниками биологической информации, дидактическими пособиями, рабочей тетрадью.

Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала.

Средства обучения: учебник; рабочая тетрадь; таблицы, иллюстрирующие строение нервной клетки и отделов нервной системы; кодоскоп; кодограммы; компьютер, набор ЦОР.

Ход урока

I.    Актуализация знаний

Актуализация знаний о нервной системе, особенностях ее строения и принципе работы; рефлексах и рефлекторной дуге. (Беседа-повторение по материалам курса 6 класса. Схема «вызова» повторяемой информации: учащиеся записывают на чистом листе все, что знают о нервной системе. Обсуждение «вызванной» информации, дополнения учащимися.)

\Н    х"

Нервная система^^^

II.    Изучение нового материала

1.    Роль нервной системы в организме человека. Работа учащихся с первым абзацем текста учебника на с. 54. Беседа по вопросу 1 рубрики «Проверьте свои знания» на с. 59 учебника.

2.    Типы нервной системы. Рассказ учителя с элементами беседы. Выполнение задания 42 рабочей тетради и его проверка. Беседа-обсуждение.

3.    Нейроны — основа нервной системы. Типы нейронов, их свойства и функции. Синапс. Рассказ учителя с использованием таблиц, рисунка учебника «Строение нейрона» на с. 54—56. Составление опорных схем (см. ниже). Выполнение заданий 43, 44 в рабочей тетради. Работа учащихся с материалами ЦОР.

Строение нейрона

Нейроны

Тела    Отростки

короткие    длинные

_ii_

Серое вещество    Белое вещество

Типы нейронов (по функциям)

^ , Г , х

Чувствительные    Вставочные —    Двигательные

(проводят импульс    ассоциативные    (проводят импуль-

от поверхности    (анализируют    сы — команды

тела и внутренних    информацию    от головного

органов к мозгу)    и принимают    и спинного мозга

решение)    к рабочим органам) 6 7 8

7.    Рефлекторная дуга. Продолжение самостоятельной работы учащихся с текстом и материалом на с. 57—58. Выполнение заданий 49, 50 рабочей тетради. Работа с материалами ЦОР, проверка его выполнения.

8.    Принцип прямой и обратной связи в работе нервной системы. Рассказ учителя. Работа учащихся с материалом на с. 58 учебника. Устное обсуждение вопроса: как вы поняли физиологический смысл принципа прямой и обратной связи в работе нервной системы? Подтвердите ответ примерами.

9.    Вывод о взаимосвязи нервной и гуморальной регуляции. Работа с материалом на с. 58 учебника.

III.    Рефлексия. Обобщение и закрепление знаний

1.    Устная беседа по вопросам и заданиям 1—10 рубрики «Проверьте свои знания» на с. 59 учебника.

2.    Работа с заданиями ЦОР. Обсуждение выполнения заданий.

3.    Подведение итогов работы. (Ответы на вопросы: что узнали на уроке? Что использовали при обучении (приемы, пособия и др.)?)

IV.    Домашнее задание

Изучить материал по теме «Строение и значение нервной системы», с. 54—60 учебника. Ответить на вопросы и выполнить задания рубрики «Проверьте свои знания» на с. 59 учебника.

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 04.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar