Главная» 9 класс » Биология

План конспект по биологии 9 класс Урок 14 Строение и функции головного мозга
04.10.2016, 12:58

Урок 14

Строение и функции головного мозга

Цель урока: сформировать представление о строении и функциях головного мозга.

Задачи урока: сформировать знания о расположении головного мозга человека, его строении и основных функциях; раскрыть особенности микроскопического строения мозга и разъяснить их; продолжить развитие умения распознавать и описывать основные части головного мозга; раскрыть роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности и поведении организма.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—    расположение головного мозга как одного из отделов центральной нервной системы, особенности его строения;

—    строение основных отделов головного мозга и выполняемые ими функции;

—    особенности микроскопического строения головного мозга;

—    роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности и поведения человека.

Учащиеся должны уметь:

—    распознавать на таблицах, рисунках, моделях и муляжах отделы головного мозга и описывать их;

—    раскрывать особенности внешнего и внутреннего строения головного мозга, его отделов;

—    сравнивать строение головного мозга человека и животных, объяснять причины их сходства и различия;

—    вести наблюдения в ходе изучения строения головного мозга, описывать и объяснять результаты наблюдений.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—    давать определения понятий, наблюдать и анализировать результаты, сравнивать изучаемые объекты, объяснять изученный материал, делать выводы и заключения;

—    работать с различными источниками информации по изучаемой теме, наглядными пособиями и биоматериалами;

—    использовать приемы актуализации и усвоения изучаемой темы, развития мышления.

Личностные результаты обучения:

—    познавательный интерес и мотивация к изучению темы урока и организма человека в целом;

—    ответственное отношение к самообразованию;

—    уважительное, доброжелательное отношение к окружающим людям, их мнению; формирование готовности и способности вести диалог.

—    описывают строение основных отделов головного мозга и выполняемые ими функции;

—    разъясняют особенности микроскопического строения мозга;

—    сравнивают строение и функции головного мозга человека и животных, объясняют причины их сходства и различия;

—    объясняют результаты практической работы, формулируют выводы из наблюдений;

—    характеризуют функции моста, среднего и промежуточного мозга; расположение, строение и функции ретикулярной формации, лимбической системы, субстанций мозга.

Тип урока: комбинированный.

Средства обучения: учебник; рабочая тетрадь; таблицы, иллюстрирующие строение нервной системы головного мозга человека; модели головного мозга; влажные препараты или желатинированные срезы головного мозга; компьютер; набор ЦОР.

Ход урока

Каким образом осуществляется связь отделов головного мозга друг с другом, со спинным мозгом и с другими органами нашего тела?

I. Проверка знаний

1.    Устный фронтальный опрос по вопросам и заданиям рубрики «Проверьте свои знания» на с. 62 учебника (с комментированием ответов учащимися).

2.    Индивидуальный опрос по дидактическим карточкам-заданиям или проверочная работа (по вариантам).

II. Изучение нового материала

1.    Расположение головного мозга в полости черепа человека, его особенности. Повторение. Беседа о мозге млекопитающих с целью актуализации знаний и введения в тему урока. Работа учащихся с материалом учебника на с. 63—64. Работа с материалами ЦОР по теме урока.

2.    Отделы головного мозга. Изучение строения головного мозга по тексту и рисункам учебника

на с. 64—68, влажным препаратам, моделям, таблицам. Практическая работа «Изучение строения головного мозга. Выполнение заданий 55, 57 рабочей тетради (при заполнении таблицы задания 57 «Отделы головного мозга и их функции» нужно ввести графу «Части отдела»). Беседа по результатам работы. Формулирование выводов.

При изучении темы урока можно использовать приемы усвоения изучаемого материала, развития критического мышления, такие как «кластер», «знаю — хочу знать — узнаю» или другие по выбору учителя.

3.    Особенности внутреннего строения головного мозга. Серое и белое вещество. Рассказ учителя с демонстрацией модели головного мозга, влажных препаратов. Работа с материалами ЦОР о строении головного мозга. Беседа о локализации в организме серого и белого вещества.

4.    Продолговатый мозг. Функции продолговатого мозга. Ретикулярная формация ствола мозга и ее роль. Рассказ учителя. Работа учащихся с материалом учебника на с. 65. Работа с фрагментом ЦОР о функциях продолговатого мозга. Обсуждение вопроса 3 рубрики «Проверьте свои знания» на с. 69 учебника.

5.    Варолиев мост. Выполнение задания ЦОР. Обсуждение результатов работы.

6.    Мозжечок. Рассказ учителя с элементами беседы. Поисковая работа учащихся с использованием материала учебника на с. 67—68, а также фрагментов ЦОР. Обсуждение вопроса: изменяется ли походка животного и человека при повреждении или удалении мозжечка?

7.    Средний мозг, его функции. Промежуточный мозг — таламус, гипоталамус. Рассказ учителя. Поисковая работа учащихся с материалом учебника на с. 65—68 и материалами ЦОР.

III. Рефлексия. Обобщение и закрепление знаний

1. Работа с наглядным пособием, иллюстрирующим строение нервной системы и головного мозга человека. Задание: «Покажите на таблице отделы и части головного мозга».

2.    Работа с материалом учебника и вопросами 1—10 рубрики «Проверьте свои знания» после параграфа. (Задание: «Найдите в тексте учебника ответы на вопросы и представьте их классу». Учащиеся дополняют ответы товарищей и при необходимости исправляют ошибки.)

3.    Формулирование выводов о строении и функциях отделов головного мозга человека.

IV. Домашнее задание

Изучить материал учебника на с. 63—68. Выполнить тренировочные задания в рабочей тетради на с. 41—44. Подготовиться к проверке знаний по теме «Координация и регуляция». Подготовить сообщение об И. М. Сеченове.

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 04.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar