Главная» 9 класс » Биология |
04.10.2016, 12:58 | |
Урок 14 Строение и функции головного мозга Цель урока: сформировать представление о строении и функциях головного мозга. Задачи урока: сформировать знания о расположении головного мозга человека, его строении и основных функциях; раскрыть особенности микроскопического строения мозга и разъяснить их; продолжить развитие умения распознавать и описывать основные части головного мозга; раскрыть роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности и поведении организма. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — расположение головного мозга как одного из отделов центральной нервной системы, особенности его строения; — строение основных отделов головного мозга и выполняемые ими функции; — особенности микроскопического строения головного мозга; — роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности и поведения человека. Учащиеся должны уметь: — распознавать на таблицах, рисунках, моделях и муляжах отделы головного мозга и описывать их; — раскрывать особенности внешнего и внутреннего строения головного мозга, его отделов; — сравнивать строение головного мозга человека и животных, объяснять причины их сходства и различия; — вести наблюдения в ходе изучения строения головного мозга, описывать и объяснять результаты наблюдений. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — давать определения понятий, наблюдать и анализировать результаты, сравнивать изучаемые объекты, объяснять изученный материал, делать выводы и заключения; — работать с различными источниками информации по изучаемой теме, наглядными пособиями и биоматериалами; — использовать приемы актуализации и усвоения изучаемой темы, развития мышления. Личностные результаты обучения: — познавательный интерес и мотивация к изучению темы урока и организма человека в целом; — ответственное отношение к самообразованию; — уважительное, доброжелательное отношение к окружающим людям, их мнению; формирование готовности и способности вести диалог. — описывают строение основных отделов головного мозга и выполняемые ими функции; — разъясняют особенности микроскопического строения мозга; — сравнивают строение и функции головного мозга человека и животных, объясняют причины их сходства и различия; — объясняют результаты практической работы, формулируют выводы из наблюдений; — характеризуют функции моста, среднего и промежуточного мозга; расположение, строение и функции ретикулярной формации, лимбической системы, субстанций мозга. Тип урока: комбинированный. Средства обучения: учебник; рабочая тетрадь; таблицы, иллюстрирующие строение нервной системы головного мозга человека; модели головного мозга; влажные препараты или желатинированные срезы головного мозга; компьютер; набор ЦОР. Ход урока Каким образом осуществляется связь отделов головного мозга друг с другом, со спинным мозгом и с другими органами нашего тела? I. Проверка знаний 1. Устный фронтальный опрос по вопросам и заданиям рубрики «Проверьте свои знания» на с. 62 учебника (с комментированием ответов учащимися). 2. Индивидуальный опрос по дидактическим карточкам-заданиям или проверочная работа (по вариантам). II. Изучение нового материала 1. Расположение головного мозга в полости черепа человека, его особенности. Повторение. Беседа о мозге млекопитающих с целью актуализации знаний и введения в тему урока. Работа учащихся с материалом учебника на с. 63—64. Работа с материалами ЦОР по теме урока. 2. Отделы головного мозга. Изучение строения головного мозга по тексту и рисункам учебника на с. 64—68, влажным препаратам, моделям, таблицам. Практическая работа «Изучение строения головного мозга. Выполнение заданий 55, 57 рабочей тетради (при заполнении таблицы задания 57 «Отделы головного мозга и их функции» нужно ввести графу «Части отдела»). Беседа по результатам работы. Формулирование выводов. При изучении темы урока можно использовать приемы усвоения изучаемого материала, развития критического мышления, такие как «кластер», «знаю — хочу знать — узнаю» или другие по выбору учителя. 3. Особенности внутреннего строения головного мозга. Серое и белое вещество. Рассказ учителя с демонстрацией модели головного мозга, влажных препаратов. Работа с материалами ЦОР о строении головного мозга. Беседа о локализации в организме серого и белого вещества. 4. Продолговатый мозг. Функции продолговатого мозга. Ретикулярная формация ствола мозга и ее роль. Рассказ учителя. Работа учащихся с материалом учебника на с. 65. Работа с фрагментом ЦОР о функциях продолговатого мозга. Обсуждение вопроса 3 рубрики «Проверьте свои знания» на с. 69 учебника. 5. Варолиев мост. Выполнение задания ЦОР. Обсуждение результатов работы. 6. Мозжечок. Рассказ учителя с элементами беседы. Поисковая работа учащихся с использованием материала учебника на с. 67—68, а также фрагментов ЦОР. Обсуждение вопроса: изменяется ли походка животного и человека при повреждении или удалении мозжечка? 7. Средний мозг, его функции. Промежуточный мозг — таламус, гипоталамус. Рассказ учителя. Поисковая работа учащихся с материалом учебника на с. 65—68 и материалами ЦОР. III. Рефлексия. Обобщение и закрепление знаний 1. Работа с наглядным пособием, иллюстрирующим строение нервной системы и головного мозга человека. Задание: «Покажите на таблице отделы и части головного мозга». 2. Работа с материалом учебника и вопросами 1—10 рубрики «Проверьте свои знания» после параграфа. (Задание: «Найдите в тексте учебника ответы на вопросы и представьте их классу». Учащиеся дополняют ответы товарищей и при необходимости исправляют ошибки.) 3. Формулирование выводов о строении и функциях отделов головного мозга человека. IV. Домашнее задание Изучить материал учебника на с. 63—68. Выполнить тренировочные задания в рабочей тетради на с. 41—44. Подготовиться к проверке знаний по теме «Координация и регуляция». Подготовить сообщение об И. М. Сеченове.
| |
Просмотров: | |
Всего комментариев: 0 | |
|
|