Главная» 9 класс » Биология

План конспект по биологии 9 класс Урок 17 Анализаторы. Зрительный анализатор. Строение и функции глаза
04.10.2016, 12:58

Урок 17

Анализаторы. Зрительный анализатор. Строение и функции глаза

Цель урока: сформировать представление об анализаторах на примере зрительного анализатора человека.

Задачи урока: раскрыть содержание понятия «анализатор» и показать особенности его строения на примере зрительного анализатора; расширить знания учащихся о строении и функциях глаза, его частей, об особенностях восприятия окружающего мира, о гигиене зрения; показать взаимосвязь между строением и функциями зрительного анализатора и органа зрения человека; продолжить развивать умения выделять главное, сравнивать, объяснять результаты наблюдений.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—    определение понятия «анализатор»; составные части анализатора на примере зрительного анализатора;

—    строение и функции глаза, его частей и зрительного анализатора;

—    особенности восприятия и анализа раздражений окружающей среды зрительным анализатором, его взаимосвязь с нервной системой и высшей нервной деятельностью человека.

Учащиеся должны уметь:

—    распознавать на таблицах, рисунках, моделях основные части органа зрения и его анализатора и описывать их;

—    объяснять свойства рецепторов воспринимать определенные раздражения, способность частей зрительного анализатора различать раздражения и передавать их в высшие отделы нервной системы;

—    проводить наблюдения, опыты, объяснять и оформлять их результаты;

—    характеризовать роль органа зрения и зрительного анализатора в жизни человека;

—    обосновывать правила гигиены органа зрения;

—    использовать приобретенные знания для соблюдения мер безопасности и профилактики заболеваний органов зрения.

Межпредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—    работать с учебником, рабочей тетрадью, материалами ЦОР;

—    анализировать и оценивать полученную информацию;

—    использовать некоторые методические приемы развития мышления, организации своей познавательной деятельности;

—    владеть навыками самоконтроля и самооценки, способностью организации коммуникативных отношений со сверстниками и учителем при выполнении заданий и их обсуждении, при организации учебно-познавательного процесса.

Личностные результаты обучения:

—    познавательный интерес к изучаемому материалу с целью его практического применения;

—    ответственное отношение к учению, умение самостоятельно изучать материал на основе мотивации к его познанию и навыков организации этой работы;

—    доброжелательное и уважительное отношение к своим товарищам в ходе учебного процесса и других видов деятельности.

Основные виды деятельности учащихся:

—    определяют понятие «анализатор», раскрывают особенности его строения на примере зрительного анализатора;

—    объясняют строение и функции глаза и его частей; свойства его рецепторов;

—    раскрывают особенности восприятия окружающего мира с помощью зрительного анализатора; описывают механизм различения раздражения и передачи его в высшие отделы нервной системы;

—    характеризуют роль органа зрения в жизни человека, знают правила гигиены зрения и обосновывают их;

—    проводят наблюдения, объясняют их результаты, делают выводы;

—    организовывают самостоятельное изучение материала с привлечением разных источников информации; осуществляют самопроверку выполнения заданий;

—    умеют общаться со сверстниками.

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Средства обучения: учебник; рабочая тетрадь; наглядные пособия, иллюстрирующие строение зрительного анализатора, органов вкуса и обоняния; разборная модель глаза; кодоскоп; кодограммы; компьютер; набор ЦОР.

Ход урока

I Почему говорят, что глаз смотрит, а мозг видит?

I. Проверка знаний

1.    Повторение материала о нервной системе, рефлекторном принципе ее работы, рефлексах. Фронтальная беседа по вопросам.

1)    Какой принцип лежит в основе работы нервной системы?

2)    Что называют рефлексом? Какие различают рефлексы?

3)    Как называется путь рефлекса?

4)    Впишите в схему рефлекторной дуги ее части. (Учитель изображает схему на доске.)

2.    Итоговая проверочная работа.

II.    Актуализация знаний учащихся

Фронтальная беседа по вопросам.

1)    Что называют рецепторами? Где они располагаются в организме?

2)    Имеют ли рецепторы связь с корой головного мозга?

3)    Какие органы позволяют ощущать окружающий нас мир? Что вы о них знаете?

III.    Изучение нового материала

1. Анализаторы, их строение, виды, роль в восприятии окружающего мира. Рассказ учителя с элементами беседы. Поисковая самостоятельная

работа учащихся с материалом учебника на с. 76—77 и материалами ЦОР. Выполнение заданий 62, 63 рабочей тетради. Беседа по вопросам: что называют анализатором? Из каких частей он состоит? Приведите примеры анализаторов. В чем сходство и различие в строении анализатора и рефлекторной дуги?

2.    Зрительный анализатор. Значение зрения. Орган зрения, его строение и функции; взаимосвязь строения и функций. Самостоятельная работа учащихся с материалом учебника на с. 77—79, материалами ЦОР, моделью глаза. Заполнение таблицы «Строение и функции органа зрения». Выполнение заданий 64, 65 рабочей тетради. Беседа по итогам работы. Формулирование вывода о защищенности глазного яблока, рецепторов сетчатки.

Строение и функции органа зрения Элементы органа

зрения    Строение    Функции

Вспомогательный

аппарат:

а)

б)

в)

и т. д.

Глазное яблоко

Формулирование вывода.

3.    Практическая работа «Изучение изменения размера зрачка». Беседа по итогам выполнения и оформления результатов практической работы. Выполнение задания 71 рабочей тетради. Формулирование выводов.

4.    Механизм восприятия зрительных раздражений. Рассказ учителя с демонстрацией модели глаза, наглядного пособия, рисунков в учебнике на с. 79—80. Работа учащихся с материалом учебника. Выполнение заданий 67, 68 рабочей тетради, их проверка. Беседа по вопросам: как свет достигает сетчатки? Что происходит со светом в глазном яблоке? Какое строение имеет сетчатка?

5. Нарушения зрения, их профилактика.

Рассказ учителя. Работа учащихся с материалом учебника на с. 80 и дополнительным материалом на с. 81—82. Беседа по вопросам: каковы причины нарушения зрения? Как возникают близорукость, дальнозоркость? Что нового вы узнали из дополнительного материала?

IV.    Рефлексия. Обобщение и закрепление знаний

1.    Работа с материалами ЦОР по теме «Зрительный анализатор. Орган зрения». Подведение итогов работы.

2.    Обсуждение вопросов и заданий рубрики «Проверьте свои знания» на с. 83 учебника.

3.    Выполнение тренировочных заданий (см. с. 56—59 рабочей тетради: уровень А, задания 1—3, 5, 12; уровень В, задания 1, 4—7).

4.    Тематическое тестирование по вариантам (задания на кодограмме, взаимоконтроль по копиям работ, оригинал сдается учителю).

Обобщение и закрепление знаний можно провести в форме групповой работы. Ниже приведены примеры заданий для групп.

1)    Изучите дополнительный материал на с. 81—82 учебника (по два абзаца группе) и расскажите об этом в классе.

2)    Ответьте на вопросы и выполните задания 1—13 рубрики «Проверьте свои знания» на с. 83 учебника, обсудите их в классе.

3)    Выполните тренировочные задания на с. 56—59 рабочей тетради.

4)    Тематическое тестирование (по вариантам). 10

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 04.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar