Главная» 9 класс » Биология

План конспект по биологии 9 класс Урок 18 Анализаторы слуха и равновесия
04.10.2016, 12:59

Урок 18

Анализаторы слуха и равновесия

Цель урока: продолжить формирование представления об анализаторах на примере анализаторов слуха и равновесия.

Задачи урока: способствовать формированию у учащихся знаний о строении и функциях анализаторов слуха и равновесия; обосновать правила гигиены слуха и равновесия; показать связующую роль анализаторов между организмом и средой; продолжить развитие интеллектуальных умений в решении биологических задач, требующих логического мышления.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—    особенности строения и функций органов слуха, равновесия и их анализаторов;

—    роль слухового и вестибулярного анализаторов в восприятии и анализе (различении) раздражений из окружающей среды, а также их взаимосвязь с нервной системой и высшей нервной деятельностью человека.

Учащиеся должны уметь:

—    распознавать на таблицах, рисунках, моделях основные части органов слуха и равновесия, их анализаторов и описывать их;

—    объяснять свойства рецепторов воспринимать определенные раздражения, способность частей анализаторов слуха и равновесия различать принятые раздражения;

—    анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье человека;

—    использовать приобретенные знания для соблюдения мер безопасности и профилактики заболеваний органов слуха и равновесия.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—    работать с учебником, рабочей тетрадью, материалами ЦОР;

—    анализировать и оценивать полученную информацию;

—    использовать некоторые методические приемы развития мышления, организации своей познавательной деятельности;

—    владеть навыками самоконтроля и самооценки;

—    строить коммуникативные отношения со сверстниками и учителем при выполнении заданий и их обсуждении, при некоторых формах организации учебно-познавательного процесса.

Личностные результаты обучения:

—    познавательный интерес к изучаемому материалу с целью его практического применения;

—    ответственное отношение к учению, умение самостоятельно изучать материал по источникам информации на основе мотивации к его познанию и навыков организации этой работы;

—    доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам в ходе учебно-познавательного процесса и других видов деятельности.

Основные виды деятельности учащихся:

—    определяют понятие «анализатор»;

—    объясняют строение и функции органов слуха и равновесия, свойства их рецепторов;

—    раскрывают особенности восприятия окружающего мира с помощью слухового анализатора и анализатора равновесия, способности их частей различать раздражения и передавать их в высшие отделы нервной системы;

—    характеризуют роль органов слуха и равновесия в жизни человека, обосновывают правила их гигиены;

—    анализируют и оценивают воздействие факторов риска на здоровье органов слуха и равновесия;

—    используют приобретенные знания для соблюдения мер безопасности и профилактики заболеваний органов слуха и равновесия.

Тип урока: комбинированный.

Средства обучения: учебник; рабочая тетрадь; наглядные пособия, иллюстрирующие строение органов слуха и равновесия; модель органа слуха; кодоскоп; кодограммы; компьютер; набор ЦОР.

Ход урока

I. Проверка выполнения домашнего задания

1. Устное обсуждение вопросов в форме игры «Цепочка»: что вы знаете о гигиене зрения? Как вы бережете свое зрение? (Ответы на вопросы обосновать.) Почему важно иметь хорошо освещенное рабочее место? С какой стороны должен падать свет на рабочее место? Почему глаза необходимо беречь от загрязнения? Почему нельзя читать лежа и в движущемся транспорте? Почему алкоголь и курение отрицательно действуют на зрение? Почему рекомендуется употреблять в пищу свежую морковь?

2.    Групповая работа.

1)    Класс делят на шесть групп. Группы 1—5 пишут ответы на вопросы рубрики учебника «Проверьте свои знания» на с. 83. (1-я группа — задания 1 и 6; 2-я группа — 2 и 7; 3-я группа — 3 и 8; 4-я группа — задания 4 и 9; 5-я группа — 5 и 10, 6-я группа работает на компьютере с заданиями ЦОР).

2)    Группы 1 и 3 должны показать на схеме и объяснить, как возникает изображение на сетчатке.

Группы 2 и 4 должны назвать отделы глаза, через которые проходит свет.

Группы 5 и 6 должны показать на схеме, как исправить близорукость и дальнозоркость.

3.    Проверочная работа.

II. Изучение нового материала

1. Строение и функции органа слуха. Самостоятельная работа учащихся с материалом учебника на с. 84—87; материалами ЦОР по данной теме, а также с моделью органа слуха. Выполнение заданий 72, 73 рабочей тетради. Беседа по итогам изучения нового материала и выполнения заданий рабочей тетради.

При работе с текстом можно заполнить таблицу.

Строение органа слуха

Отделы оРгана слУха    Функции

и его части

Наружное ухо:

1)

2)

Барабанная перепонка Среднее ухо Барабанная полость Слуховая труба:

1)

2)

3)

Окончание табл.

°тделы органа слуха    Функции

и его части

Внутреннее ухо:

1)

2)

_3)

2.    Работа органа слуха. Передача звуковых колебаний, их восприятие и анализ. Рассказ учителя с привлечением материалов учебника на с. 86—87 и ЦОР. Обсуждение вопроса с использованием схемы-рисунка на с. 86 учебника. Работа учащихся в парах.

3.    Воздействие звука на работу слухового анализатора. Борьба с шумом. Самостоятельная работа учащихся с дополнительным материалом учебника на с. 89. Обсуждение вопроса: как влияет шум на организм человека?

4.    Орган равновесия. Положение тела и его частей в пространстве. Работа учащихся с материалом учебника на с. 88—89 и дополнительным материалом на с. 89—90, а также на компьютере с объектами ЦОР. Беседа по вопросам 9, 10 рубрики «Проверьте свои знания» после параграфа.

5.    Состояние невесомости в космосе и полете. Нарушения в деятельности анализатора равновесия. Работа с материалами ЦОР. Сообщения учащихся. Рассказ или дополнения учителя.

6.    Формулирование выводов.

III. Рефлексия. Обобщение и закрепление знаний

1.    Обсуждение вопросов рубрики «Проверьте свои знания» на с. 90—91 учебника. Устный опрос в форме игры «Цепочка» по схеме «от нашего варианта — вашему».

2.    Составление плана рассказа «Анализаторы слуха и равновесия». Работа учащегося у доски.

3.    Фронтальная беседа по вопросам: где расположены слуховые косточки и каково их значение? В какой части органа слуха механические колебания преобразуются в нервные импульсы? Как защитить орган слуха от повреждений? Почему некоторых укачивает в транспорте?

4. Устное тестирование. Выполнение тренировочных заданий на с. 56—60 рабочей тетради: уровень А, задания 6—11; уровень В, задания 2, 4, 8.

IV. Домашнее задание

Изучить материал учебника на с. 84—90. Выполнить задания 49—53 в рабочей тетради. Подготовить сообщения на темы: «Состояние невесомости в космосе и в полете», «Причины ослабления слуха. Гигиена слуха. Борьба с шумом», «Боль, ее роль в жизни человека» (с. 97—99 учебника). Повторить темы «Зрительный анализатор. Орган зрения», «Цветоощущение».

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 04.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar