Главная» 9 класс » Биология

План конспект по биологии 9 класс Урок 19 Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус
04.10.2016, 12:59

Урок 19

Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус

Цель урока: окончательно сформировать представление об анализаторах и их роли во взаимосвязи организ -ма человека с окружающей средой на примерах анализаторов, обеспечивающих кожно-мышечную чувствительность, обоняние, вкус.

Задачи урока: познакомить учащихся с различными видами анализаторов, их строением, функциями и расположением в организме человека; продолжить формирование умения распознавать основные части органов чувств (в частности органов обоняния, осязания, вкуса) и их анализаторов; охарактеризовать роль органов обоняния, осязания и вкуса в жизни человека; развивать навыки наблюдений, анализа и обобщения.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—    органы кожно-мышечного чувства, обоняния, вкуса, их локализацию в организме человека, а также их анализаторы;

—    особенности строения и функции органов кожномышечной чувствительности, обоняния, осязания и вкуса;

—    связь деятельности органов чувств с реакциями организма;

—    роль анализаторов в восприятии и анализе (различении) раздражений окружающей среды, их взаимосвязь с нервной системой и высшей нервной деятельностью человека.

Учащиеся должны уметь:

—    давать определения понятий «кожно-мышечная чувствительность», «обоняние», «осязание», «вкус»;

—    распознавать на таблицах, рисунках, моделях части органов обоняния, кожно-мышечного чувства, вкуса, осязания и их анализаторов;

—    объяснять свойства рецепторов воспринимать определенные раздражения, способность частей анализаторов различать раздражения, взаимосвязь органов чувств;

—    характеризовать роль органов чувств и анализаторов в жизни человека;

—    обосновывать правила гигиены органов чувств;

—    анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье органов чувств человека; использовать приобретенные знания для соблюдения мер безопасности и профилактики заболеваний этих органов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—    работать с учебником, рабочей тетрадью, материалами ЦОР;

—    анализировать и оценивать полученную информацию;

—    использовать некоторые методические приемы развития мышления, организации своей познавательной деятельности (комментирование по алгоритму, составление плана рассказа и др.);

—    владеть навыками самоконтроля и самооценки;

—    строить коммуникативные отношения со сверстниками и учителем при выполнении заданий и их проверке, при некоторых формах организации учебно-познавательного процесса.

Личностные результаты обучения:

—    познавательный интерес и мотивация, направленные на изучение организма человека;

—    знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

—    реализация установок здорового образа жизни.

—    называют органы чувств человека (кожно-мышечного, обоняния, осязания, вкуса и др.), части их анализаторов;

—    находят органы чувств и части их анализаторов на таблицах, рисунках, моделях, распознают и называют их;

—    объясняют особенности строения и функции органов обоняния, осязания, вкуса и кожно-мышечного чувства, а также их анализаторов;

—    характеризуют свойства рецепторов воспринимать определенные раздражения, роль частей анализаторов в различении раздражений; взаимосвязь органов чувств;

—    проводят опыты, наблюдения и объясняют их результаты;

—    анализируют и оценивают воздействие факторов риска на состояние здоровья органов чувств и человека; используют приобретенные знания для соблюдения мер безопасности и профилактики заболеваний.

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Средства обучения: учебник; рабочая тетрадь; наглядные пособия, иллюстрирующие строение кожи, органов обоняния, осязания; портрет И. П. Павлова; компьютер; набор ЦОР.

Ход урока

I. Проверка выполнения домашнего задания

1.    Устный опрос об органах слуха и равновесия. (Опрос «Цепочка» по вопросам и заданиям рубрики «Проверьте свои знания» на с. 90—91 учебника с комментированием ответов по алгоритму.)

2.    Проверка выполнения заданий 74, 76, 77 рабочей тетради.

3.    Рассказ учащегося об органах слуха и равновесия (по плану, составленному на прошлом уроке, с комментированием ответа).

4.    Работа с таблицами, моделями. (Учащиеся должны показать и назвать структурные части органа слуха и вестибулярного аппарата.)

5.    Заслушивание заранее подготовленных сообщений учащихся об органах слуха и равновесия.

6.    Работа учащихся с материалами ЦОР.

7. Проверочная работа. (Оригинал ответов учащиеся сдают на проверку учителю, по копии можно организовать взаимоконтроль с оцениванием ответов.)

II. Изучение нового материала

1.    Мышечное чувство. Рецепторы мышечного (двигательного) анализатора. Двигательный анализатор. Вводный рассказ учителя. Самостоятельная работа учащихся с материалом учебника на с. 91—92. Практический эксперимент «Наблюдения за различными движениями, контроль и внесение коррекции при ошибочном их исполнении».

Задания для самостоятельной работы

1)    Прочитайте текст учебника на с. 91—92 (статья «Мышечное чувство»).

2)    Проделайте манипуляции и движения, о которых идет речь в тексте.

3)    Заполните таблицу «Расположение рецепторов мышечного (двигательного) анализатора». Запишите определение понятия «двигательный анализатор» (по И. П. Павлову).

Расположение рецепторов мышечного (двигательного) анализатора

Мышечное    Сухожильное    Суставной

веретено    тельце    рецептор

Расположены    Находятся в зоне    Расположены

в мышцах    соединения    в стенках суставных

мышечных волокон сумок с сухожилиями 11

ность? Словарная работа: выполнение задания 79 рабочей тетради. Формулирование вывода о значении тактильного анализатора для человека.

3.    Болевая чувствительность. Роль боли в жизни человека. Рассказ учителя. Составление схемы болевого рефлекса. Самостоятельная работа учащихся с дополнительным материалом на с. 97—98 учебника. Заслушивание заранее подготовленного сообщения учащегося. Беседа по вопросам: почему боль имеет защитное значение? Что интересного о боли вы узнали из доклада дополнительного материала?

4.    Обоняние. Обонятельный анализатор. Рассказ учителя. Самостоятельная работа учащихся с материалом учебника на с. 93—95, дополнительным материалом на с. 96—97 и наглядным пособием. Работа с объектами ЦОР. Составление схемы обонятельного рефлекса. Запись в тетради вывода о роли обоняния. Обсуждение вопросов о вреде резких запахов для здоровья человека.

5.    Вкус. Вкусовой анализатор. Роль вкусовых раздражений в восприятии пищи и выработке пищевых рефлексов. Работы И. П. Павлова. Работа с фрагментом ЦОР. Рассказ учителя с привлечением наглядного пособия, рисунков и текста учебника на с. 95—97. Составление схемы вкусового анализатора, запись вывода о роли вкусового анализатора в жизни человека. Беседа по вопросам: почему нельзя есть очень горячую пищу? Почему нельзя отвлекаться во время еды на сильные раздражители (музыку, разговоры и т. д.)? Почему у травоядных животных в отличие от человека очень хорошо развиты органы вкуса?

III. Рефлексия. Обобщение и закрепление знаний

1.    Беседа в форме игры «Цепочка» по вопросам и заданиям рубрики «Проверьте свои знания» на с. 99 учебника.

2.    Выполнение заданий 80, 82, 85, 87 рабочей тетради и их проверка.

3.    Подведение итогов урока. Формулирование вывода и ответ на вопрос: что нового вы узнали на уроке об анализаторах?

IV. Домашнее задание

Изучить материал учебника на с. 91—99. Ответить на вопросы и выполнить задания рубрики «Проверьте свои знания» на с. 99 учебника. Выполнить задания на с. 53—56 рабочей тетради. Подготовиться к контрольной работе по теме «Анализаторы».

Данный урок можно провести в форме групповой или коллективно-групповой работы. Ниже приведены примерные варианты заданий для групп.

1)    Подготовьте рассказ об анализаторе (например, мышечном) и органе, обеспечивающем этот вид чувствительности. (Учащиеся могут использовать текст учебника, материалы ЦОР.)

2)    Проведите практические наблюдения, демонстрирующие работу данного органа чувств, и подготовьте вопросы одноклассникам для закрепления рассказанного материала.

3)    Расскажите одноклассникам об анализаторе, проведите наблюдения. Составьте в тетради схему анализатора, сделайте вывод о его роли в жизни человека. Расскажите о строении органа чувств, используя таблицу или другой демонстрационный объект.

4)    Проведите тестовый контроль (со взаимопроверкой).

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 04.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar