Главная» 9 класс » Биология

План конспект по биологии 9 класс Урок 1 Место человека в системе органического мира
04.10.2016, 12:53
Урок 1
Место человека в системе органического мира
Цель урока: способствовать формированию представ-ления об основных особенностях человека как биологи-ческого объекта с целью определения его места в системе органического мира.
Задачи урока: раскрыть особенности, характерные для человека как биологического объекта; определить черты сходства и различия между человеком и живот¬ными, в том числе с человекообразными обезьянами; определить место человека в системе органического ми¬ра; объяснить сущность рудиментов и атавизмов у чело¬века и определить их роль в его эволюции; продолжить развитие умений и навыков сравнения и обобщения изучаемых объектов; познакомить учащихся с особен¬ностями структуры учебника «Биология. Человек. 9 класс» и правилами работы с ним, а также с основными по¬собиями учебно-методического комплекта по данному курсу.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—    место человека в системе органического мира;
—    черты сходства и различия человека и животных.
Учащиеся должны уметь:
—    охарактеризовать особенности строения челове¬ка, связанные с прямохождением и трудовой деятель¬ностью;
 
—    объяснять сущность рудиментов и атавизмов, их роль в эволюции человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—    работать с учебником и рабочей тетрадью;
—    находить сходные и отличные признаки, проводить сравнение и делать обобщения; самостоятельно выби¬рать критерии для классификации;
—    сотрудничать с одноклассниками и учителем.
Личностные результаты обучения:
—    познавательный интерес к предмету и изучаемому материалу;
—    мотивация к изучению организма человека, сохра-нению своего здоровья и жизни.
Основные виды деятельности учащихся:
—    определяют место человека в системе органическо¬го мира;
—    находят черты сходства и различия между челове-ком и животными и объясняют значение этих признаков в истории появления человека;
—    выявляют наличие рудиментов и атавизмов у чело-века и определяют их роль в эволюции;
—    характеризуют особенности человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.
Тип урока: урок изучения нового материала и первич¬ного закрепления знаний.
Средства обучения: учебник; рабочая тетрадь; скелеты млекопитающих и человека; модель торса человека; на-глядные пособия, иллюстрирующие внешнее и внутрен¬нее строение и развитие человека; схема «Система орга-нического мира»; компьютер; набор ЦОР.
Ход урока
Почему великий систематик К. Линней включил человека в класс Млекопитающие отряд Приматы? Благодаря каким отличительным признакам и осо-бенностям Человек разумный является уникальным видом?
 
I.    Знакомство со структурой учебника, рабочей тетради, правилами работы с ними
Самостоятельная работа учащихся с учебником1, рабочей тетрадью2, обращение к ученикам. Беседа по результатам самостоятельной работы учащихся.
II.    Изучение нового материала
1.    Человек как часть живой природы. Поло-жение человека в системе органического ми¬ра. Работа учащихся с материалом учебника на с. 5—6. Работа на компьютере с материалами ЦОР по теме «Клеточное строение и химический состав организма» с опорой на знания учащихся, с исполь¬зованием таблиц и рисунка на с. 5 учебника. Обсуж¬дение вопроса: чем объяснить сходство каждого из нас как во внешнем, так и во внутреннем строении? Выполнение задания 1 рабочей тетради.
2.    Черты сходства человека с представи-телями хордовых, с млекопитающими жи-вотными и приматами. Самостоятельная работа с материалом учебника на с. 6—7, фрагментом ЦОР. Беседа по итогам самостоятельной работы с демон - страцией скелетов, таблиц, рисунков учебника, ма-териалов ЦОР. Выполнение заданий 2, 3 на с. 6—7 рабочей тетради.
3.    Рудименты и атавизмы — доказатель¬ства родства человека и животных. Обсужде¬ние вопроса: что указывает на родство человека с животными? Самостоятельная работа с материалом учебника на с. 8. Выполнение заданий 4, 5 рабочей тетради, их проверка. Устная беседа по итогам само¬стоятельной работы.
1    Здесь и далее номера заданий и страниц указаны по учебнику: Сонин Н. И., Сапин М. Р. Биология. Человек. 9 класс. УМК «Живой организм». — М.: Дрофа, 2015.
2    Здесь и далее номера заданий и страниц указаны по пособию: Сонин Н. И., Агафонова И. Б. Биология. Чело-век. 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику «Биология. УМК «Живой организм». — М.: Дрофа, 2015.
 
4.    Отличительные признаки и особенности человека, их преимущества и недостатки. Рас¬сказ учителя с использованием таблиц, материалов ЦОР или самостоятельная работа учащихся под руко¬водством учителя и материалом учебника на с. 8—11, заполнение таблицы «Особенности человека».
Задания для самостоятельной работы
1)    Работая с материалом учебника на с. 8—11, выявите особенности человека, их преимущества и недостатки. Занесите их в таблицу.
Особенности человека
Особенности
Преимущества    Недостатки
человека
2)    Ответьте на вопросы: благодаря каким отли-чительным признакам Человек разумный является уникальным видом? В чем это проявляется?
5.    Прямохождение, его недостатки. Работа учащихся с текстом учебника. Беседа по результатам поисковой работы: «В ходе работы на с. 10—11 учеб¬ника выявите недостатки прямохождения человека и занесите их в таблицу “Особенности человека”».
III.    Рефлексия. Обобщение и закрепление знаний
1.    Устный опрос «Цепочка» по вопросам 1—7 рубрики «Проверьте свои знания» на с. 11 учеб-ника.
2.    Работа на компьютере с заданиями ЦОР.
Работу можно выполнять в группах с последующим ее представлением и обсуждением.
3.    Выполнение заданий 2, 3 рабочей тетради, их проверка.
IV.    Домашнее задание
Изучить материал на с. 5—11 учебника. Ответить на вопросы и выполнить задания рубрики «Проверь¬те свои знания» на с. 11 учебника.

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 04.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar