Главная» 9 класс » Биология

План конспект по биологии 9 класс Урок 21 Кости скелета
04.10.2016, 13:00

Урок 21 Кости скелета

Цели урока: углубить знания о строении и функциях скелета; сформировать знания о внешнем и внутреннем строении костей, их составе, свойствах и типах соединений.

Задачи урока: расширить знания о строении и функциях скелета; изучить строение и химический состав костей, их свойства, типы соединения костей; развивать умения устанавливать взаимосвязь между строением и функциями костей; продолжить формирование навыков проведения наблюдений, формулирования выводов.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—    основные отделы скелета и составляющие их кости, роль скелета в организме человека;

—    внешнее и внутреннее строение, состав и свойства костей;

—    формы костей, типы их соединения в скелете.

Учащиеся должны уметь:

—    распознавать части опорно-двигательного аппарата, а также показывать на модели скелета, таблицах основные отделы скелета и типы соединения костей;

—    характеризовать внешнее и внутреннее строение костей и типы их соединений;

—    устанавливать взаимосвязь между строением, составом и функциями костей, а также строением отделов (частей) скелета и их функциями;

—    проводить наблюдения, формулировать выводы.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—    работать с учебником, рабочей тетрадью, материалами ЦОР;

—    анализировать и оценивать полученную информацию, а также преобразовывать, грамотно и правильно представлять ее;

—    давать определения понятий;

—    проводить наблюдения, правильно оформлять и описывать их результаты;

—    формулировать выводы; составлять таблицы, схемы;

—    организовывать самостоятельное изучение учебного материала, выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных и учебных задач.

Личностные результаты обучения:

—    познавательный интерес и мотивация, направленные на изучение здорового образа жизни человека, здоровьесберегающих технологий;

—    ответственное отношение к учению, готовность к самообразованию и саморазвитию.

Основные виды деятельности учащихся:

—    распознают, показывают на таблицах, моделях, рисунках и называют части опорно-двигательной системы, отделы и кости скелета;

—    описывают состав и свойства костей;

—    раскрывают значение скелета;

—    характеризуют особенности внешнего и внутреннего строения костей, типы их соединений;

—    объясняют результаты проведенных наблюдений;

—    работают самостоятельно с текстом учебника (ведут поиск информации), материалами ЦОР, делают выводы.

Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала.

Средства обучения: учебник; рабочая тетрадь; модели скелета и черепа человека; натуральные кости и их распилы; прокаленные и декальцинированные кости; наглядные пособия, иллюстрирующие строение костей и скелет человека; компьютер; набор ЦОР.

Ход урока

Каким образом строение и состав костей связаны с функциями опоры и движения?

I.    Анализ результатов письменной контрольной работы по темам: «Координация и регуляция», «Анализаторы»

II.    Актуализация знаний учащихся

Опорно-двигательный аппарат человека как представителя млекопитающих животных, его со-

став. (Беседа с использованием наглядного пособия, модели скелета.)

III. Изучение нового материала

1.    Роль опорно-двигательного аппарата человека. Состав и значение скелета. Работа учащихся с материалом учебника на с. 100—101, с материалами ЦОР. Выполнение заданий 91, 92 рабочей тетради, их проверка. Беседа по вопросу: почему наш скелет не распадается на отдельные кости?

2.    Формы костей. Работа с фрагментом ЦОР, с текстом и рисунками учебника на с. 100—103. Заполнение таблицы «Форма костей». Выполнение заданий 90 и 93 рабочей тетради, проверка их выполнения. Корректирование работы учащимися и дополнения учителя. Беседа о значении формы костей в обеспечении функций скелета. Связь с физикой.

Форма костей

Форма костей    Названия костей

Трубчатые:

а)    длинные;

б)    короткие Широкие (плоские)

Смешанные

Воздухоносные

Формулирование вывода о значении формы костей в обеспечении функций скелета.

3.    Внутреннее строение, химический состав и свойства костей. Практические работы «Исследование свойств нормальной, жженой и декальцинированной кости» и «Химический состав кости». Формулирование выводов по результатам практических работ. Беседа по вопросам: как изменилась кость после прокаливания; после действия на нее раствора соляной кислоты? С чем связаны такие свойства костей, как упругость, эластичность и прочность?

Микроскопическое строение костной ткани. Повторение материала. Учащиеся должны закончить

предложение: «Костная ткань — особый вид соединительной ткани, в которой ...». Для ответа можно использовать текст учебника на с. 36, 103.

4.    Строение кости. Практическая работа «Изучение внешнего вида отдельных костей» (см. задание 93 рабочей тетради). Самостоятельная поисковая работа со спилами костей, с материалом учебника на с. 102—104. Работа на компьютере с материалами ЦОР по теме урока. Беседа по результатам работы: почему кость трудно сломать? С чем связаны функции опоры и защиты, выполняемые скелетом? Выполнение задания 96 рабочей тетради. Обсуждение результатов работы.

5.    Рост костей. Работа учащихся с материалом учебника на с. 104. Выполнение задания 97 рабочей тетради и его проверка.

6.    Соединения костей, их типы. Рассказ учителя с использованием наглядного пособия, текста и рисунков учебника на с. 104—105. Выполнение задания 98 рабочей тетради и его проверка. Поисковая работа учащихся с текстом учебника «Соединения костей» и заполнение таблицы «Типы соединения костей».

Типы соединения костей

Особенности

Тип соединения    Примеры

строения 12 13

вую информацию вы получили при чтении дополнительного текста? Какие выводы можно сформулировать на основании изученного материала?

IV.    Рефлексия. Обобщение и закрепление знаний

1.    Работа с заданиями ЦОР. Повторение и закрепление материала темы. Проверка выполнения заданий.

2.    Обсуждение главного вопроса урока.

3.    Выполнение тестовых тренировочных заданий (см. с. 70—73 рабочей тетради: уровень А, задания 1—6; уровень В, задания 1, 4, 5, 7).

V.    Домашнее задание

Изучить материал учебника на с. 100—106. Ответить на вопросы и задания рубрики «Проверьте свои знания» на с. 107 учебника (вопросы 1—7 и 10— 12 — устно; задания 8, 9, 13 — письменно). Выполнить задания 92, 94, 97 рабочей тетради. Подготовить сообщения о пропорциях тела и лица, об антропологии, о Н. И. Пирогове. Повторить материал о строении скелета млекопитающих.

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 04.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar