Главная» 9 класс » Биология

План конспект по биологии 9 класс Урок 22 Строение скелета
04.10.2016, 13:00

Урок 22

Строение скелета

Цель урока: углубить знания учащихся о строении и функциях системы опоры и движения, о скелете человека.

Задачи урока: изучить более детально строение и функции скелета человека; раскрыть особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—    основные отделы скелета человека, кости, составляющие их, а также выполняемые функции;

—    черты сходства и отличия скелетов млекопитающих животных и человека;

—    особенности строения скелета человека, связанные с его прямохождением и трудовой деятельностью.

Учащиеся должны уметь:

—    распознавать, показывать на таблицах, моделях и называть части опорно-двигательной системы, основные отделы скелета человека, составляющие их кости;

—    устанавливать связь между строением частей скелета и выполняемыми ими функциями;

—    характеризовать особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью;

—    доказывать сходство млекопитающих и человека на основе сходного строения их скелетов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—    работать с текстом учебника (основным и дополнительным), рабочей тетрадью, материалами ЦОР;

—    анализировать и оценивать полученную информацию, грамотно и правильно представлять ее одноклассникам;

—    самостоятельно изучать материал, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

—    проводить наблюдения, правильно оформлять и описывать их результаты, формулировать выводы;

—    использовать некоторые методические приемы качественного усвоения материала, развития мышления.

Личностные результаты обучения:

—    познавательный интерес к дальнейшему изучению скелета, как важной части организма человека;

—    ответственное отношение к учению, готовность и способность к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к познанию изучаемого материала как с практической стороны, так и с целью профессионального выбора;

—    умение общаться в коллективе и уважительно относиться к окружающим.

Основные виды деятельности учащихся:

—    объясняют значение скелета для организма человека;

—    называют основные отделы скелета и составляющие их кости;

—    устанавливают взаимосвязь строения частей скелета и выполняемых ими функций;

—    выявляют особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью (приводят один-два примера черт приспособленности скелета к названным функциям);

—    сравнивают скелеты человека и млекопитающих и доказывают их родство;

—    работают с различными источниками информации о системе опоры и движения; составляют опорные конспекты, схемы, таблицы.

Тип урока: комбинированный.

Средства обучения: учебник; рабочая тетрадь; дидактические карточки-задания; модели скелета, черепа млекопитающих и человека; наглядные пособия скелета и мускулатуры человека, строение кролика; компьютер; набор ЦОР.

Ход урока

I Какие особенности скелета отличают человека от млекопитающих животных?

I. Проверка выполнения домашнего задания

1.    Устный опрос по вопросам и заданиям рубрики «Проверьте свои знания» на с. 107 учебника с комментированием ответов.

2.    Сообщения учащихся о пропорциях тела и лица, об антропологии, о Н. И. Пирогове с последующим обсуждением.

3.    Работа с дидактическими карточками-заданиями (на доске, с проверкой).

II. Актуализация знаний учащихся

Опорно-двигательный аппарат млекопитающих. Беседа о значении скелета в жизни животных, о строении скелета и его отделов с использованием таблиц, моделей скелетов млекопитающих.

Вопросы и задания для беседы

1)    Каково значение опорно-двигательного аппарата в жизни животных?

2)    Назовите основные отделы скелета животных и образующие их кости.

3)    Из чего состоит опорно-двигательный аппарат человека?

4)    Какие функции выполняет скелет?

5)    Какие ткани образуют скелет?

6)    Назовите сходные признаки в строении скелетов человека и млекопитающих.

7)    Как соединяются кости в скелете?

8)    Какова роль хрящей в скелете?

III. Изучение нового материала

1.    Значение опорно-двигательного аппарата человека. Значение скелета, его состав. Беседа с использованием таблицы с изображением скелета человека, модели скелета, материалов ЦОР.

Вопросы и задания для беседы

1)    Наблюдая за движениями человека, объясните, почему они различны в определенных положениях и ситуациях.

2)    Благодаря чему человек совершает сложные движения?

2.    Общий обзор скелета человека. Скелет человека, его отделы, их строение. Скелет головы (череп). Работа с материалами ЦОР, материалом учебника на с. 108—109, наглядным пособием. Заполнение таблицы «Скелет человека» в процессе изучения данной темы. Выполнение задания 100 рабочей тетради. Беседа по вопросам 1—4 рубрики «Проверьте свои знания» на с. 115 учебника.

Скелет человека

Отдел скелета    Кости, его образующие 14

на модели (или таблице) скелета человека кости черепа и туловища, назовите их».

4.    Скелет конечностей. Практические работы «Роль плечевого пояса в движении руки», «Функции костей предплечья в повороте кисти». Работа с материалом учебника на с. 110—112, заданием 102 рабочей тетради и ее обсуждение. Работа с моделью скелета по заданию: «Покажите и назовите кости скелета свободных конечностей и поясов». Работа с материалами ЦОР о строении скелета конечностей. Проверка выполнения задания. Беседа по вопросам 5—10 рубрики «Проверьте свои знания» на с. 115 учебника. Обсуждение вопроса: почему кисти рук и стопы нижних конечностей состоят из множества мелких костей?

5.    Сходство и различия скелетов человека и млекопитающих. Поисковая работа с моделями, таблицами, рисунками и текстом учебника. Работа на компьютере: подготовка презентации материалов ЦОР по данной теме. Задание «Выявите черты сходства и различия скелетов человека и млекопитающих, объясните их причины и сформулируйте вывод».

Составление опорного конспекта по схеме.

Схема опорного конспекта «Сходство и различия скелетов человека и млекопитающих»

1)    Сходные признаки (по схеме: 1-е — ..., 2-е — ... и т. д.).

2)    Различия.

Скелет млекопитающего

(СОбаКИ)    Скелет человека

Формулирование вывода с опорой на вопрос: о чем говорят черты сходства и различия в строении скелета человека и млекопитающих?

6.    Особенности скелета человека, связанные с прямохождением, трудовой деятельностью, развитием мозга. Беседа с элементами рассказа учителя, дополняющего знания учащихся о скелете. Работа учащихся с материалами ЦОР по теме урока. Выводы.

IV.    Рефлексия. Обобщение и закрепление знаний

1.    Фронтальная беседа по вопросам и заданиям рубрики «Проверьте свои знания» на с. 115 учебника с комментированием ответов учащимися и дополнениями учителя.

2.    Работа с таблицей и моделями скелета человека. Задание: «Покажите на модели или таблице отделы скелета и кости, входящие в их состав, и назовите их».

3.    Групповая работа.

1- я группа работает с заданиями ЦОР.

2- я группа выполняет задание 104 рабочей тетради.

3- я группа выполняет тренировочные задания (см. с. 70—73 рабочей тетради: уровень А, задания 1—6; уровень В, задания 1, 2, 4—7).

Проверка выполнения заданий. (Все работы выполняются с использованием копировальной бумаги, оригиналы учащиеся сдают учителю на проверку, копии используют при обсуждении ответов.)

4- я группа состоит из «экспертов», проверяющих выполнение работ; учитель входит в состав этой группы. По окончании выполнения работ и их проверки «экспертная группа» анализирует ответы учащихся и выставляет отметки.

V.    Домашнее задание

Изучить материал учебника на с. 108—115. Ответить на вопросы и выполнить задания к тексту. Выполнить задание 103 рабочей тетради. Подготовить сообщения (см. урок 21). Подготовиться к проверочному тестированию по теме «Скелет человека, его строение и функции».

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 04.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar