Главная» 9 класс » Биология

План конспект по биологии 9 класс Урок 24 Работа мышц
04.10.2016, 13:01

Урок 24 Работа мышц

Цель урока: сформировать представление о работе мышц, механизме сокращения мышечных волокон и системе управления работой мышц, об условиях развития утомления и повышения работоспособности мышц.

Задачи урока: раскрыть сущность биологического процесса работы мышц; познакомить с условиями функционирования мышц, с системой управления их сокращений, а также охарактеризовать условия, повышающие работоспособность мышц и способствующие развитию утомления.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—    определения понятий «динамическая работа мышц», «статическая работа мышц»;

—    особенности движения в суставах, действие мышц-сгибателей и мышц-разгибателей;

—    роль нервной системы в регуляции деятельности мышц и согласованности их действий;

—    условия работы мышц и повышения их работоспособности, влияние ритма и нагрузки на работу мышц;

—    факторы развития утомления мышц.

Учащиеся должны уметь:

—    объяснять биологическую сущность работы мышц;

—    характеризовать особенности движения в суставах;

—    раскрывать роль нервной системы в обеспечении работы мышц;

—    объяснять сущность утомления мышц и причины его развития, а также условия повышения работоспособности мышц;

—    подтверждать свои высказывания результатами практических работ.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—    самостоятельно работать с учебником, материалами ЦОР, рабочей тетрадью;

—    находить необходимую информацию, анализировать и оценивать ее;

—    проводить наблюдения и исследования;

—    давать определения понятий;

—    объяснять своим одноклассникам изученный материал;

—    сравнивать объекты;

—    владеть устной речью, строить логическое рассуждение;

—    сотрудничать в ходе учебного процесса с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

—    владеть основами самоконтроля и самооценки своих знаний и действий;

—    использовать некоторые методические приемы усвоения изучаемого материала и развития мышления.

Личностные результаты обучения:

—    познавательный интерес и мотивация, направленные на изучение организма человека и его возможностей, условий повышения работоспособности;

—    знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.

Основные виды деятельности учащихся:

—    объясняют значения понятий «динамическая работа мышц», «статическая работа мышц»;

—    описывают особенности движения в суставах;

—    раскрывают сущность работы мышц;

—    характеризуют систему, управляющую работой мышц, согласованностью их действий;

—    называют условия, повышающие работоспособность мышц;

—    разъясняют влияние ритма и нагрузки на работу мышц, причины их утомления и доказывают результатами практических наблюдений свои объяснения;

—    устанавливают взаимосвязи между строением и функциями мышц;

—    сравнивают скелетные и гладкие мышцы, особенности их работы.

Тип урока: комбинированный.

Средства обучения: учебник; рабочая тетрадь; учебные таблицы, иллюстрирующие строение скелетных мышц, рефлекторной дуги; портрет И. М. Сеченова; кодоскоп, кодограммы; эргометр; набор гирь; динамометр ручной; гантели; дидактические карточки-задания; компьютер; набор ЦОР.

Ход урока

I Как работают мышцы?

I. Проверка выполнения домашнего задания

1.    Индивидуальный опрос по дидактическим карточкам-заданиям.

2.    Компьютерная презентация на тему «Группы мышц». (Дополнение к изученному на прошлом уроке материалу об основных группах мышц.)

3.    Обсуждение результатов практической работы, выполненной учащимися дома. Формулирование выводов.

II. Изучение нового материала

1. Работа мышц и ее виды. Рассказ учителя. Самостоятельная работа учащихся с материалом учебника на с. 122. Работа с материалами ЦОР по теме урока. Выполнение задания 107 рабочей тетради.

Беседа по вопросам 2, 3 рубрики «Проверьте свои знания» на с. 126 учебника.

2.    Движение в суставах. Действие мышц-сгибателей и мышц-разгибателей. Роль нервной системы в регуляции деятельности мышц и согласованности их действий. Рассказ учителя с элементами беседы о суставах с использованием рисунков на с. 123 учебника и материалов ЦОР с опорой на знания учащихся о рычагах из курса физики и о рефлекторном принципе работы нервной системы. Выполнение задания ЦОР с последующей проверкой.

3.    Условия работы мышц, роль кровообращения в этом процессе. Рассказ учителя с элементами беседы.

4.    Утомление мышц. Условия повышения их работоспособности. Работа с материалами ЦОР. Практическая работа «Выявление влияния статической и динамической работы на развитие утомления мышц». Формулирование вывода из наблюдений за скоростью развития утомления при статической и динамической работе. Беседа по вопросам 6, 7 рубрики «Проверьте свои знания» на с. 126 учебника.

5.    Влияние ритма и нагрузки на работу мышц. Обсуждение результатов практической работы и примеров из жизни. Рассказ-дополнение учителя. Работа с текстом учебника на с. 124 и дополнительным материалом на с. 124—126. Задание: «Прочитав дополнительный материал, объясните, почему необходимо тренировать свои мышцы».

6.    Гладкие мышцы: их строение, локализация в организме человека и функции. Работа с материалом учебника на с. 124. Задание: «Выясните сходство и различие гладких и скелетных мышц». Обсуждение вопроса.

III. Рефлексия. Обощение и закрепление знаний

1.    Обсуждение вопросов и заданий к параграфу на с. 126 учебника.

2.    Выполнение заданий 108, 109 рабочей тетради, проверка их выполнения.

3.    Выполнение тренировочных заданий на с. 70— 73 рабочей тетради.

IV. Домашнее задание

Изучить материал учебника на с. 122—126. Ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа. Используя материалы ЦОР и дополнительную литературу, подготовить сообщение о значении физических упражнений для правильного формирования осанки человека и развития мышц. Подготовиться к проверке знаний по теме «Опора и движение».

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 04.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar