Главная» 9 класс » Биология

План конспект по биологии 9 класс Урок 25 Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата.
04.10.2016, 13:01

Урок 25

Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата.

Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека

Цели урока: систематизировать и обобщить знания учащихся о взаимосвязи строения и функций скелета и мышц; сформировать представление о роли двигательной активности человека в развитии его опорно-двигательной системы.

Задачи урока: создать условия для повторения, обобщения и углубления учебного материала о связи строения и функций скелета и мышц; отметить черты сходства и различия в аппарате опоры и движения человека и млекопитающих; акцентировать внимание учащихся на значении мышечной активности, физического труда и занятий спортом для формирования и развития организма подростка; проверить уровень усвоения материала темы «Опора и движение».

Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать:

—    определение понятия «опорно-двигательный аппарат»;

—    особенности движения в суставах, действие мышц-сгибателей и мышц-разгибателей;

—    роль опорно-двигательного аппарата;

—    условия формирования правильной осанки.

Учащиеся должны уметь:

—    характеризовать особенности скелета человека;

—    раскрывать роль опорно-двигательного аппарата;

—    объяснять причины нарушений развития опорнодвигательного аппарата.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—    самостоятельно работать с учебником, материалами ЦОР, рабочей тетрадью;

—    наводить необходимую информацию, анализировать и оценивать ее;

—    давать определения понятий;

—    владеть устной речью, строить логическое рассуждение;

—    сотрудничать в ходе учебного процесса с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

—    использовать некоторые методические приемы усвоения изучаемого материала и развития мышления.

Личностные результаты обучения:

—    познавательный интерес и мотивация, направленные на изучение организма человека и его возможностей, условий повышения работоспособности;

—    знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.

Основные виды деятельности учащихся:

—    объясняют значение понятий «скелет», «опорнодвигательный аппарат»;

—    называют состав скелета человека и состав опорнодвигательного аппарата;

—    называют условия формирования скелета и всего опорно-двигательного аппарата;

—    устанавливают взаимосвязи между строением и функциями частей скелета.

Тип урока: обобщение и углубление изученного материала; проверка и коррекция знаний.

Средства обучения: учебник; рабочая тетрадь; модель скелета, торса человека; наглядные пособия, иллюстрирующие строение скелета, строение и расположение мышц человека; микроскоп; микропрепараты тканей; кодоскоп; кодограммы; компьютер; набор цОр.

Ход урока

I Как можно сформировать хорошую осанку, исправить недостатки фигуры?

I. Повторение, обобщение и проверка усвоения материала

1.    Особенности строения опорно-двигательного аппарата человека. Обзор с использованием наглядных пособий. Биологический диктант: «Назовите показываемые объекты и запишите их названия по схеме «называемый учителем номер — ваш ответ». В случае отсутствия ответа рядом с номером ставьте прочерк».

2.    Типы соединения костей в связи с выполняемыми ими функциями. Работа с наглядным пособием, моделью скелета. Выполнение заданий.

Задание 1. Покажите на таблице или модели скелета подвижные соединения костей, назовите их.

Задание 2. Установите соответствие между типами соединения костей в скелете и их примерами.

Тип соединения    Примеры

костей

A)    подвижное    1) ребра и грудина

Б) неподвижное    2) тазовые кости и крестец

B)    полуподвижное    3) фаланги пальцев

4)    лобная и теменные кости

5)    позвонки в позвоночнике

6)    кости черепа новорожденного ребенка

7)    тазовая и бедренная кости

8)    локтевая и плечевая кости

9)    верхнечелюстная и скуловые кости

10)    большая берцовая и бедренная кости

3.    Взаимосвязь между строением и функциями аппарата опоры и движения. Нервная регуляция деятельности мышц. Беседа с использованием таблиц, модели скелета. Составление схемы рефлекторной дуги. Объяснение работы мышц-сгибателей и мышц-разгибателей. Выполнение задания.

Задание. Ответьте на вопрос, выбрав правильный ответ.

1)    Какая мышца плеча является разгибателем?

а) двуглавая    б) трехглавая

2)    Какая мышца бедренной части кости является сгибателем?

а) двуглавая    б) четырехглавая

3)    По какому нейрону передается в спинной мозг возбуждение при ожоге?

а)    по центробежному

б)    по центростремительному

Составьте схему рефлекторной дуги данного рефлекса.

4.    Сходство в строении скелета, мышц человека и млекопитающих, доказательство их общего происхождения. Беседа с использованием таблиц, моделей.

5.    Основные условия нормального развития опорно-двигательного аппарата, формирования правильной осанки. Беседа-обобщение.

6.    Влияние двигательной активности и физических упражнений на опорно-двигательный аппарат и другие системы органов. Учет возрастных особенностей детей и подростков при физических нагрузках. Красота, характер и здоровье человека. Заранее подготовленные сообщения учащихся о значении физических упражнений для правильного формирования осанки человека и развития мышц. Дополнения учителя. Устная беседа-обсуждение.

Вопросы и задания для беседы

1)    Почему вредно носить узкую обувь на высоком каблуке?

2)    Почему человеку, страдающему плоскостопием, трудно ходить?

3)    Как можно предупредить и вылечить плоскостопие?

4)    Как влияет на работу организма искривление позвоночника? Как это можно предупредить?

5)    Назовите признаки и условия формирования правильной осанки.

6)    Почему мышцы человека, постоянно занимающегося физическим трудом, обладают выносливостью и работоспособностью?

7)    Как влияет на здоровье человека снижение физической (мышечной) активности?

8)    Объясните влияние нагрузки на утомляемость мышц.

9)    Выполните задания, представленные на доске (или кодограмме).

а)    Дополните предложения: «Поднимать и опускать груз_, чем держать его на_,

так как _», «У тренированного челове

ка работоспособность мышц восстанавливается _, так как скорость удаления из них вредных продуктов обмена_, чем у нетрениро

ванных».

б)    Назовите пять условий развития утомления мышц.

7. Тестовый письменный контроль знаний по теме «Опора и движение» (по вариантам).

II. Домашнее задание

Повторить материал из курсов 6—7 классов о крови и кровообращении млекопитающих, транспорте веществ в их организмах. Подготовить сообщение об открытии И. И. Мечниковым фагоцитоза.

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 04.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar