Главная» 9 класс » Биология

План конспект по биологии 9 класс Урок 26 Внутренняя среда организма. Кровь
04.10.2016, 13:02

Урок 26

Внутренняя среда организма. Кровь

Цель урока: сформировать представление о внутренней среде организма и ее значении; о плазме и клетках крови, их строении, составе и функциях.

Задачи урока: познакомить с понятием «внутренняя среда организма»; охарактеризовать роль внутренней среды в жизнедеятельности организма и значение постоянства ее состава; расширить знания о крови: о составе, строении и функциях ее клеток и плазмы; раскрыть сущность фагоцитоза и его роль в организме; охарактеризовать биологический процесс свертывания крови и его роль в жизни человека; продолжить формирование навыков постановки лабораторных и практических наблюдений, обобщения, сравнения, формулирования выводов.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—    основные компоненты внутренней среды организма, значение и особенности строения клеток крови в связи с их функциями; строение форменных элементов крови, составляющие плазмы;

—    значение свертывания крови.

Учащиеся должны уметь:

—    распознавать на таблицах, микропрепаратах, рисунках клетки крови;

—    объяснять значение внутренней среды организма и ее компонентов;

—    характеризовать состав крови и функции ее форменных элементов;

—    раскрывать сущность биологического процесса свертывания крови;

—    работать с готовыми микропрепаратами крови человека и лягушки, сравнивать кровь человека и лягушки, делать выводы;

—    раскрывать основы учения И. И. Мечникова о защитных свойствах крови.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—    самостоятельно работать с учебником, материалами ЦОР, рабочей тетрадью;

—    находить необходимую информацию, анализировать и оценивать ее;

—    проводить наблюдения и исследования;

—    давать определения понятий;

—    объяснять одноклассникам изученный материал;

—    сравнивать объекты;

—    владеть устной речью, строить логическое рассуждение и умозаключение, делать выводы;

—    сотрудничать в ходе учебного процесса с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

—    владеть основами самоконтроля и самооценки своих знаний и действий;

—    использовать некоторые методические приемы усвоения изучаемого материала и развития мышления.

Личностные результаты обучения:

—    познавательный интерес и мотивация, направленные на изучение организма человека и его возможностей, условий повышения работоспособности;

—    знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.

Основные виды деятельности учащихся:

—    называют компоненты внутренней среды организма, состав крови (плазма и форменные элементы);

—    раскрывают роль внутренней среды организма, функции форменных элементов крови и плазмы;

—    объясняют причины постоянства состава внутренней среды организма;

—    характеризуют сущность процесса воспаления, а также защитные функции крови;

—    кратко характеризуют основы учения И. И. Мечникова о защитных функциях крови;

—    сравнивают клетки крови и выявляют черты сходства и различия в их строении и выполняемых функциях;

—    характеризуют значение крови в обмене веществ, свертывание как защитную реакцию организма;

—    рассматривают готовые микропрепараты крови под микроскопом и описывают их объекты;

—    распознают на таблицах, микропрепаратах клетки крови;

—    обосновывают взаимосвязь крови, лимфы и тканевой жидкости, а также строения и функций эритроцитов и лейкоцитов.

Тип урока: урок изучения нового материала, закрепления знаний.

Средства обучения: учебник; рабочая тетрадь; наглядное пособие, иллюстрирующее многообразие тканей животных; микроскопы; микропрепараты крови человека и лягушки; портрет И. И. Мечникова; компьютер; набор ЦОР.

Ход урока

Первый вариант проведения урока

Почему существование клеток нашего организма связано с жидкой средой?

I.    Анализ тестирования по теме «Опора и движение»

II.    Актуализация знаний учащихся

1.    Определение темы урока, его целей и задач, озвучивание плана изучения темы. (Вступительное слово учителя.)

2.    Задание: «Прочитайте тему урока, план изучения темы. Что из этого вам уже известно?» (Учащиеся составляют на доске кластер «Кровь». Далее идет обобщение знаний учащихся о крови млекопитающих с анализом составленного кластера.)

III.    Изучение нового материала

1. Внутренняя среда организма, ее состав и значение. Вводный рассказ учителя с элементами беседы. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника «Внутренняя среда организма» на с. 127. Выполнение заданий 110, 111 на с. 74 рабочей тетради и обсуждение их выполнения. Работа с материалами ЦОР. Составление схемы «Внутренняя среда организма».

2.    Кровь. Значение крови. Поисковая работа с материалом учебника на с. 127—128. Задание: «Прочитайте текст учебника «Значение крови» на с. 127—128. Выполните в рабочей тетради задание 112. Выполните задание 3 рубрики «Проверьте свои знания» на с. 135 учебника».

3.    Состав крови. Рассказ учителя с использованием схемы «Внутренняя среда организма». Самостоятельная работа учащихся с текстом первого абзаца статьи «Состав крови» на с. 128 учебника. Задание: «Прочитайте текст и заполните в тетради

пропуски в предложении: «Кровь — это_

ткань, межклеточное вещество —_, клетки —_».

4.    Плазма крови, состав и функции. Самостоятельная работа с материалом учебника на с. 128—129. Выполнение задания 114 в рабочей тетради. Обсуждение результатов работы.

5.    Клетки крови, состав и функции. Обзорный рассказ учителя с привлечением наглядного пособия. Лабораторная работа «Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)». Самостоятельная работа учащихся с материалом учебника на с. 129—131. Работа с заданиями ЦОР. Заполнение таблицы «Клетки крови» или выполнение в рабочей тетради задания 113.

В таблицу целесообразно добавить графу «Продолжительность жизни и место гибели клеток крови».(Беседа по результатам работы.

Клетки крови Продолжитель-

Количество

Клетки -    3 ность жизни    Место Особенности

крови    и место гибели образования строения

крови

клеток крови 15

ся с материалом учебника на с. 131—132. Словарная работа: «плазма», «сыворотка», «тромб», «фибрин», «фибриноген». Работа с материалами ЦОР. Составление схемы свертывания крови. Обсуждение выполненной работы.

Схема свертывания крови

Разрушение    Выделение

Повреждение

С Д    стенок    в плазму крови

сосуда    тромбоцитов    фермента

Фибриноген плазмы    Фибрин (нерастворимый

(растворимый белок)    белок в виде нитей)

Сгусток крови (тромб    Закрывает рану;

из нитей фибрина)    образование сыворотки

7.    Фагоцитоз. Открытие фагоцитоза И. И. Мечниковым. Рассказ учителя. Заранее подготовленное сообщение учащегося. Чтение текста на с. 133—135 учебника. Словарная работа: «фагоцитоз», «фагоциты».

8.    Заболевания, связанные с нарушениями состава, строения и функций клеток крови. Рассказ учителя. Словарная работа.

IV.    Рефлексия. Обобщение и закрепление знаний

1.    Состав крови. (Работа с материалами ЦОР.)

2.    Устная игра «Цепочка». Беседа по вопросам и заданиям рубрики «Проверьте свои знания» на с. 135 учебника.

3.    Обсуждение главного вопроса к уроку.

4.    Ролевая игра «В кабинете врача». (Обсуждение разных результатов анализа крови больного: «О чем говорят анализы крови? Что можно порекомендовать больному?»)

5.    Тестовые задания (по вариантам).

V.    Домашнее задание

Изучить материал учебника на с. 127—135. Ответить на вопросы и выполнить задания к тексту учебника на с. 135. Подготовить сообщения на темы:

«Из истории оспопрививания» (с. 137 учебника), «Переливание крови и его история».

Второй вариант проведения урока

I. Изучение нового материала

Изучение данной темы можно провести путем погружения в содержание материала темы с организацией групповой (или коллективно-групповой) формы работы. Учитель рассказывает материал темы урока согласно представленному на доске плану изучения темы, т. е. проводит вводную лекцию-погружение. Класс заранее делится на группы. Каждая группа получает задание, над которым будет работать и далее представлять в классе. Например: 1-я группа — «Внутренняя среда организма», 2-я группа — «Кровь, ее функции» и т. д.

План изучения темы урока

1)    Внутренняя среда организма.

2)    Кровь, ее функции.

3)    Состав крови. Плазма крови, ее состав и функции.

4)    Клетки крови, их особенности и роль в организме. Лабораторная работа «Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)».

Лабораторную работу можно выполнить после представления группами заданий.

5)    Свертывание крови, механизм и значение процесса.

6)    Фагоцитоз. Открытие фагоцитоза И. И. Мечниковым.

1-я группа: «Внутренняя среда организма, ее состав и значение».

1)    Прослушайте вводный рассказ (лекцию) учителя.

2)    Заполните в своих тетрадях схему «Внутренняя среда организма», представленную на доске (или кодограмме).

Задания 1 и 2 выполняются всеми учащимися одновременно. Начиная с задания 3 группы приступают к выполнению своих заданий.

3)    Изучите статью «Внутренняя среда организма» на с. 127 учебника. Расскажите в классе о внутренней среде организма.

4)    Обсудите с одноклассниками вопросы 1 и 2 рубрики «Проверьте свои знания» на с. 135 учебника.

5)    Выполните задание 110 в рабочей тетради. Обсудите его в классе.

2- я группа: «Кровь. Значение крови».

1)    Изучите статью «Значение крови» на с. 127— 128 учебника. Расскажите в классе изученный материал.

2)    Обсудите с одноклассниками вопрос 3 рубрики «Проверьте свои знания» на с. 135 учебника.

3)    Выполните в рабочей тетради задание 112 и проверьте его.

3- я группа: «Состав крови. Плазма крови, ее состав и функции».

1)    Изучите статью «Состав крови» на с. 128—129 (первый абзац) учебника. Расскажите одноклассникам о составе крови.

2)    Запишите в тетрадях предложение, заполнив

пропуски: «Кровь — _ткань; межклеточное вещество — это _; клетки крови: _, _, _».

Предложите всем учащимся выполнить это задание.

3)    Обсудите в классе вопрос 4 рубрики «Проверьте свои знания» на с. 135 учебника.

4- я группа: «Клетки крови».

1)    Изучите материал о клетках крови на с. 129— 131 учебника и расскажите о нем одноклассникам.

2)    Выполните задание 113 рабочей тетради. Предложите остальным учащимся выполнить это задание и организовать его обсуждение.

3)    Обсудите в классе вопрос 7 рубрики «Проверьте свои знания» на с. 135 учебника.

5- я группа: «Свертывание крови».

1) Изучите текст о свертывании крови, его механизме и значении на с. 131—132 учебника. Расскажите об этом в классе. Составьте схему свертывания крови (на доске или кодограмме) и предложите всему классу сделать это в своих тетрадях.

2)    Обсудите в классе ответ на вопрос 6 рубрики «Проверьте свои знания» на с. 135 учебника.

3)    Словарная работа. Выпишите из словаря зна

чения понятий «фибрин», «фибриноген», «тромб». Закончите фразу: «Свертывание крови — это процесс _». Предложите выполнить словар

ную работу всему классу.

6-я группа: «Фагоцитоз. Открытие фагоцитоза И. И. Мечниковым».

1)    Прослушайте сообщение об истории открытия фагоцитоза И. И. Мечниковым.

2)    Изучите дополнительный материал на с. 132— 133 учебника и расскажите о нем в классе.

3)    Обсудите в классе вопрос 10 рубрики «Проверьте свои знания» на с. 135 учебника.

II.    Выполнение лабораторной работы

Лабораторная работа «Изучение микроскопического строения крови» (микропрепараты крови человека и лягушки). Обсуждение результатов лабораторной работы.

III.    Рефлексия. Обобщение и закрепление знаний (см. первый вариант урока)

IV.    Домашнее задание (см. первый вариант урока)

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 04.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar