Главная» 9 класс » Биология

План конспект по биологии 9 класс Урок 27 Иммунитет. Группы крови
04.10.2016, 13:02

Урок 27

Иммунитет. Группы крови

Цель урока: сформировать представление о биологических особенностях защитных свойств организма и роли крови в этом процессе.

Задачи урока: раскрыть понятия «иммунитет», «инфекционные заболевания», «лечебные сыворотки», «вакцины», «предупредительные прививки», «аллергия»; познакомить учащихся с видами иммунитета и особенностями его проявления у человека, показать роль мер и

правил гигиены человека для профилактики ВИЧ-инфекции, СПИДа и других инфекционных, а также простудных заболеваний; обосновать необходимость применения прививок и лечебных сывороток.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—    сущность понятий «иммунитет», «инфекционные заболевания», «лечебные сыворотки», «вакцина», «предупредительные прививки»,«аллергия»;

—    виды иммунитета, особенности их проявления у человека;

—    значение предупредительных прививок и лечебных сывороток;

—    правила личной и общественной гигиены, предупреждающие распространение инфекционных и простудных заболеваний;

—    роль лимфы в организме и особенности ее состава.

Учащиеся должны уметь:

—    объяснять биологическую сущность проявления иммунитета у человека, называть виды иммунитета;

—    сравнивать действие вакцины и сыворотки на организм человека;

—    применять знания о свертывании крови, об иммунитете, группах крови для профилактики сохранения здоровья;

—    объяснять защитное значение лимфы для организма;

—    анализировать факторы риска для здоровья, использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики ВИЧ-инфекции и других инфекционных и простудных заболеваний;

—    находить в различных источниках научно-биологическую информацию об использовании вакцин, лечебных сывороток, донорской крови, а также о проблемах пересадки тканей и органов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—    самостоятельно работать с учебником, материалами ЦОР, рабочей тетрадью и пособиями учебно-методического комплекса; находить необходимую информацию, анализировать и оценивать ее;

—    проводить наблюдения и исследования, давать определения понятий, объяснять своим товарищам изученный материал; сравнивать объекты; владеть устной речью, логически рассуждать и делать выводы;

—    сотрудничать в ходе учебного процесса с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; владеть основами самоконтроля и самооценки своих знаний и действий; использовать некоторые методические приемы усвоения изучаемого материала и развития мышления.

Личностные результаты обучения:

—    ответственное отношение к учению, готовность к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации в силу практического значения темы урока;

—    познавательный интерес к теме урока и мотивы, направленные на изучение организма человека и его возможностей, условий повышения жизнеспособности;

—    сформированность и развитие интеллектуальных умений (анализировать, рассуждать, сравнивать, делать выводы и др.);

—    знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, соблюдение гигиенических правил;

—    чувство уважения к достижениям науки, направленным на сохранение здоровья человека.

Основные виды деятельности учащихся:

—    раскрывают сущность понятий «иммунитет», «инфекционные заболевания»;

—    называют виды иммунитета; группы крови и резусфактор;

—    характеризуют значение крови в обмене веществ, свертывание как защитную реакцию организма, иммунитет и его значение в жизни человека;

—    объясняют правила переливания крови, а также правила личной и общественной гигиены, предупреждающие распространение ВИЧ-инфекции, СПИДа, других инфекционных и простудных заболеваний;

—    обосновывают взаимосвязь крови, лимфы и тканевой жидкости, необходимость применения прививок и лечебных сывороток;

—    сравнивают действие вакцины и сыворотки на организм человека;

—    применяют знания об иммунитете для сохранения здоровья.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Средства обучения: учебник; рабочая тетрадь; компьютер; набор ЦОР.

Ход урока

I. Проверка знаний

1.    Устный опрос — игра «Цепочка». (Вопросы 1—9 рубрики «Проверьте свои знания» на с. 135 учебника. Взаимоконтроль с рецензированием ответов.)

2.    Опрос «Учитель — ученик». (Обсуждение вопроса 10 рубрики «Проверьте свои знания» на с. 135 учебника.)

3.    Беседа по вопросам.

1)    Почему клетки организма не получают необходимые для жизнедеятельности вещества непосредственно из крови?

2)    Почему содержание тканевой жидкости в организме значительно превышает остальные компоненты внутренней среды организма?

3)    Почему количество тканевой жидкости не уменьшается, несмотря на то что клетки постоянно получают из нее питательные вещества и кислород?

4)    В чем проявляется постоянство внутренней среды организма?

5)    Чем различаются клетки крови человека и лягушки? Как это связано с жизнедеятельностью организмов?

В случае проведения опроса в форме групповой работы можно предложить каждой группе по одному вопросу из списка.

4.    Кровь. Строение элементов крови, их функции. (Биологический диктант.)

5.    Тематический контроль знаний.

1)    Выполнение теста ЦОР.

2)    Тестовое задание (по вариантам).

Данное задание можно использовать вариативно при различных формах опроса и формах работы на уроке.

II. Изучение нового материала

1.    Основные механизмы защиты организма от инфекции. Защитная роль клеток крови. Рассказ учителя с элементами беседы. Работа с текстом учебника на с. 136 по выявлению сходных и отличительных признаков фагоцитов и лимфоцитов.

2.    Иммунитет. Виды иммунитета. Рассказ учителя с привлечением материалов ЦОР. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника на с. 136—137. Выполнение заданий 117, 118 рабочей тетради, их проверка.

3.    Вакцины и вакцинация. Лечебные сыворотки. История оспопрививания. Рассказ учителя с привлечением материалов ЦОР. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника на с. 136—137. Словарная работа: «вакцина», «сыворотка», «прививка». Заранее подготовленное сообщение учащегося. Беседа по вопросу: в чем заслуга Эдварда Дженнера? Обсуждение вопросов 4—6 рубрики «Проверьте свои знания» на с. 144 учебника.

4.    Нарушения работы иммунной системы.

Рассказ учителя. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника на с. 137—139, 143—144. Обсуждение результатов самостоятельной работы учащихся с текстом учебника.

Задания для самостоятельной работы с текстом

1)    Найдите ответы на вопросы 8—14 рубрики «Проверьте свои знания» на с. 144 учебника, обсудите их в классе.

2)    Выпишите в словарь определения понятий «иммунодефицит», «аутоиммунная реакция», «аллергия», «аллергическая реакция», «аллерген».

5.    Заболевания, связанные с нарушением состава крови, строения и функций клеток крови. СПИД, его сущность и профилактика. Рассказ учителя. Поисковая работа учащихся с дополнительным материалом учебника на с. 141—145.

Словарная работа: «анемия», «гемофилия», «ВИЧ», «СПИД». Обсуждение вопроса: что нового и полезного вы узнали на уроке?

III.    Рефлексия. Обобщение и закрепление знаний

1.    Беседа по вопросам рубрики «Подумайте».

2.    Выполнение тренировочных заданий в рабочей тетради на с. 79—81, их проверка.

IV.    Домашнее задание

Изучить материал учебника на с. 136—145 (основной и дополнительный). Ответить на вопросы и задания к тексту на с. 144—145 учебника. Выполнить в рабочей тетради задания 116, 122.

Если учитель не успевает изучить на уроке тему «Переливание крови. Группы крови», он может перенести ее изучение на следующий урок.

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 04.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar