Главная» 9 класс » Биология

План конспект по биологии 9 класс Урок 28 Переливание крови.
04.10.2016, 13:02

Урок 28

Переливание крови.

Тканевая совместимость (Группы крови. Резус-фактор. Лимфа, состав и отличие от плазмы крови. Донорство)

Цель урока: сформировать представление о группах крови и резус-факторе, значении переливания крови, роли донорства.

Задачи урока: познакомить учащихся с типами групп крови, резус-факторов и правилами переливания крови; охарактеризовать отличительные признаки групп крови; показать значение переливания крови и роль доноров в сохранении здоровья и жизни людей.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—    свою группу крови и резус-фактор;

—    определения понятий: «донор», «реципиент», «универсальный донор», «универсальный реципиент», «агглютинация», «агглютиногены», «агглютинины» и др.;

—    группы крови, их отличительные признаки;

—    типы резус-факторов;

—    правила и значение переливания крови, роль доноров в сохранении здоровья и жизни людей.

Учащиеся должны уметь:

—    устанавливать взаимосвязь между строением и функциями крови;

—    сравнивать группы крови, объяснять их совместимость при переливании крови.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—    работать с учебником, рабочей тетрадью, материалами ЦОР;

—    работать с разными источниками биологической информации, находить ее, анализировать, оценивать, грамотно доводить до окружающих, владеть устной и письменной речью;

—    использовать отдельные методические приемы для качественного усвоения изучаемого материала и развития мышления.

Личностные результаты обучения:

—    познавательный интерес и мотивация к изучению материала о крови, ее значении в организме человека, об особенностях переливания крови;

—    знание основ и установок здорового образа жизни;

—    чувство уважения к достижениям науки, направленным на сохранение здоровья человека.

Основные виды деятельности учащихся:

—    называют типы групп крови, резус-фактора;

—    сравнивают группы крови по составу плазмы и эритроцитов, кровь и лимфу;

—    объясняют сущность понятий «донор», «реципиент», «агглютинация»;

—    раскрывают взаимосвязь крови, лимфы и тканевой жидкости;

—    характеризуют правила переливания крови, значение донорства для сохранения здоровья и жизни человека;

— соблюдают правила личной и общественной гигиены, предупреждающие распространение ВИЧ-инфекции, СПИДа и других инфекционных заболеваний.

Тип урока: комбинированный.

Средства обучения: учебник; рабочая тетрадь; дидактические карточки-задания; компьютер; набор ЦОР.

Ход урока

Почему необходимо знать свою группу крови и резус-фактор?

I. Проверка знаний

1.    Клетки крови. Плазма. (Устный фронтальный экспресс-опрос по вопросам и заданиям 1—5, 7 рубрики «Проверьте свои знания» на с. 135 учебника; дидактическим карточкам-заданиям.)

2.    Выполнение тренировочных заданий на с. 79— 81 рабочей тетради: А1—А9, А12, В1—В4. (Работа выполняется с копировальной бумагой, оригинал сдается учителю.)

3.    Проверка выполнения задания 116 рабочей тетради.

II. Изучение нового материала

1.    Из истории учения о переливании крови.

Заранее подготовленное сообщение учащегося. Работа учащихся с материалами ЦОР.

2.    Группы крови, их различия. Работа учащихся с материалами ЦОР. Заполнение таблицы «Группы крови» с помощью материалов ЦОР и материала учебника на с. 139—140. Рассказ-дополнение учителя. Беседа о группах крови.

Группы крови

Группа    Плазма крови,    Эритроциты,

крови    белки-агглютинины а,    агглютиногены А, В

I    0

II    А

III    В

IV    АВ

3.    Механизм агглютинации — склеивание эритроцитов. Рассказ учителя с привлечением материалов ЦОР. Словарная работа: «универсальный донор», «универсальный реципиент», «агглютинины», «агглютиногены», «агглютинация», «донор», «реципиент», «резус-фактор». Составление схемы «Совместимость групп крови».

Задание. Отметьте стрелками в цвете совместимые при переливании группы крови.

Совместимость групп крови

II

Универсальный | _ IV Универсальный

донор    -    реципиент

^''"III

4.    Резус-фактор. Поисковая работа учащихся со статьей «Резус-фактор» и со вторым абзацем дополнительного материала на с. 140—141 учебника. Работа на компьютере с материалами ЦОР. Обсуждение проблемы: почему даже при правильном подборе групп крови переливание может закончиться для пациента тяжелым шоком? Формулирование выводов, ориентируясь на текст на с. 145 учебника.

5.    Переливание крови. Совместимость тканевая, по группе и резус-фактору при пересадке органов и тканей, при переливании крови. Донорство в России, его значение для спасения жизни людей и сохранения их здоровья. Рассказ учителя. Беседа.

III.    Рефлексия. Обобщение и закрепление знаний

1.    Обсуждение вопросов и заданий 9—21 рубрики «Проверьте свои знания» на с. 144—145 учебника.

2.    Работа учащихся с заданием ЦОР. Обсуждение задания.

3.    Обсуждение вопроса: что нового и полезного вы узнали на уроке?

IV.    Домашнее задание

Изучить материал учебника на с. 138—144. Ответить на вопросы и выполнить задания на с. 144—145

учебника. Повторить материал о защите организма от инфекции. Выполнить в рабочей тетради задания 119—122.

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 04.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar