Главная» 9 класс » Биология

План конспект по биологии 9 класс Урок 29 Органы кровообращения
04.10.2016, 13:03

Урок 29

Органы кровообращения

Цель урока: сформировать представление о строении органов кровообращения (сердца и сосудов) и движении крови в организме человека.

Задачи урока: закрепить знания о строении и функциях крови, об иммунитете; показать особенности движения крови в организме человека и его значение; охарактеризовать строение сердца и сосудов; рассмотреть изменения состава крови в кругах кровообращения; продолжить формирование умений работать с текстом и рисунками учебника, объектами ЦОР, а также навыков сравнения и анализа, формулирования выводов.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—    строение органов кровообращения: кровеносных сосудов и сердца;

—    основные функции кровеносных сосудов, сердца; признаки различия вен и артерий в строении и функциях.

Учащиеся должны уметь:

—    давать определение понятия «кровообращение»;

—    распознавать на таблицах, муляжах, моделях органы кровообращения;

—    характеризовать движение крови по большому и малому кругам кровообращения и происходящее при этом изменение состава крови;

—    установить взаимосвязь между строением и функциями сердца, кровеносных сосудов;

—    сравнивать строение органов кровообращения животных и человека, объяснять различия и формулировать выводы об эволюционных изменениях.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—    работать с текстом учебника, материалами ЦОР, рабочей тетрадью;

—    использовать отдельные приемы организации познавательного процесса и развития мышления;

—    давать определения понятий и разъяснять их смысл; анализировать изученный ранее и новый материал и формулировать соответствующие выводы.

Личностные результаты обучения:

—    познавательный интерес и мотивация к изучению строения и функций органов кровообращения человека в силу ее практической значимости данной темы для человека, сохранения и обеспечения его жизни и здоровья.

Основные виды деятельности учащихся:

—    определяют значение изучаемого материала для человека;

—    объясняют сущность понятия «кровообращение»;

—    характеризуют особенности движения крови по кругам кровообращения и направления в них;

—    раскрывают особенности строения сердца человека, изменения состава крови в сердце и кругах кровообращения;

—    характеризуют значение кровообращения для организма; устанавливают взаимосвязь строения сердца и сосудов и выполняемых ими функций;

—    сравнивают строение вен, артерий и капилляров и объясняют значение этих особенностей строения для поддержания движения крови в организме;

—    выявляют признаки различия в строении кровеносной системы животных и человека и отмечают их значение для эволюции;

—    распознают на таблицах, рисунках, муляжах и моделях органы кровообращения и называют их.

Тип урока: комбинированный.

Средства обучения: учебник; рабочая тетрадь; дидактические карточки-задания; наглядные пособия, иллюстрирующие строение кровеносной системы человека и эволюцию кровеносной системы; модель сердца; компьютер; набор ЦОР.

Ход урока

Почему кровь в нашем организме движется только в одном направлении?

I. Проверка знаний

1.    Устный опрос по вопросам и заданиям рубрики «Проверьте свои знания» на с. 144—145 учебника.

2.    Индивидуальный опрос по дидактическим карточкам-заданиям.

3.    Работа учащихся с тестовыми заданиями ЦОР (с копировальной бумагой, оригинал сдается учителю).

4.    Проверка выполнения тренировочных заданий в рабочей тетради. (Копии ответов учащиеся сдают учителю. Взаимопроверка проводится по «ключу» ответов, представленному на доске или кодограмме.)

II.    Актуализация знаний учащихся

Актуализация знаний на основе повторения материала прошлых курсов о животных. (Беседа-повторение по вопросам. Можно составить на доске кластер «Органы кровообращения» с последующим его обсуждением. Учитель: «Посмотрите на тему урока, план ее изучения и скажите, что из этого вам уже известно».)

Вопросы и задания для беседы

1)    Что такое кровообращение? Какова его роль в жизни животных?

2)    Назовите органы кровообращения, образующие кровеносную систему.

3)    У всех ли животных строение кровеносной системы было одинаковым или изменялось? Какие выводы можно сделать?

III.    Изучение нового материала

1. Органы кровообращения. Сосуды, их строение и функции. Работа учащихся с материалом учебника на с. 146—147. Работа с объектами ЦОР. Беседа-закрепление по вопросам: в чем сходство строения вен и артерий? В чем различие в их строении? Чем строение капилляров отличается от строения крупных сосудов? Выполнение заданий.

Задание 1. Вставьте в текст пропущенные слова: «Органы кровообращения —_и__

Артерии — сосуды, по которым кровь течет__

Вены — сосуды, несущие кровь к__Капилляры —_».

Задание 2. Перечислите функции капилляров: а)-; б)-и т. д.

2.    Строение и функции сердца. Работа учащихся с материалом учебника на с. 146—148. Работа с материалами ЦОР. Выполнение задания 124 рабочей тетради. Беседа по вопросам: как устроено сердце? (Показать на таблице, муляже части сердца.) Какова роль сердечных клапанов? Почему мышечные стенки сердца в разных местах имеют различную толщину? Какая сила движет кровь по сосудам?

3.    Круги кровообращения. Изменение крови в большом и малом кругах кровообращения.

Работа учащихся с текстом учебника на с. 149 и схемой кровообращения на с. 148. Составление на доске и в тетрадях опорной схемы «Круги кровообращения». Беседа по вопросам: где начинается и где заканчивается большой круг кровообращения? Какие изменения происходят в нем с составом крови? Расскажите о малом круге кровообращения. Почему его еще называют «легочным»?

При работе с текстом учебника, материалами ЦОР учитель может предложить учащимся использовать методические приемы «лист решения проблемы», «инсерт», которые позволят более обстоятельно анализировать изучаемый материал и делать выводы.

4.    Итоги изучения темы урока. Формулирование выводов. При затруднении см. с. 151 учебника.

IV. Рефлексия. Обобщение и закрепление знаний

1.    Устная беседа в форме игры «Цепочка» по вопросам и заданиям 1—9 рубрики «Проверьте свои знания» на с. 150 учебника.

2.    Обсуждение проблемного вопроса урока.

3.    Выполнение заданий ЦОР. Проверка результатов работы.

4.    Выполнение заданий 124, 126 рабочей тетради.

5.    Тестовые задания (по вариантам).

V. Домашнее задание

Изучить материал на с. 146—150 учебника. Ответить на вопросы и выполнить задания на с. 150 учебника. Выполнить задания 123, 125, 127 рабочей тетради. Подготовиться к проверочной работе по теме «Кровь».

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 04.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar