Главная» 9 класс » Биология

План конспект по биологии 9 класс Урок 2 Эволюция человека
04.10.2016, 12:54

Урок 2

Эволюция человека

Цель урока: способствовать формированию представления о происхождении человека, об этапах его эволюции.

Задачи урока: развивать умения выявлять и объяснять признаки совершенствования в строении и поведении человека по ходу его эволюции; способствовать формированию знаний о закономерностях в познаваемости мира, их применению для развития гуманистических принципов, экологического мышления.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—    биологические и социальные факторы антропосо-циогенеза;

—    основные этапы эволюции человека, их особенности;

—    доказательства (аргументы) родства человека с млекопитающими.

Учащиеся должны уметь:

—    объяснять последовательность совершенствования человека в процессе его эволюции (предшественники людей — ископаемые высшие обезьяны, древнейшие и древние люди);

—    сравнивать изучаемые исторические формы человека на основе сравнения и делать выводы о его эволюции.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—    видеть проблему и пути совершенствования человека в ходе эволюции; делать выводы; работать с учебником и другими источниками информации по данной проблеме;

—    использовать для рефлексии и проверки знаний пособия учебно-методического комплекса.

Личностные результаты обучения:

—    познавательный интерес к истории происхождения человека;

—    мотивация, направленная на получение новых знаний об эволюции человека;

—    коммуникативные навыки общения и сотрудничества со сверстниками.

Основные виды деятельности учащихся:

—    выявляют признаки совершенствования человека в строении и поведении на разных этапах его эволюции;

—    объясняют возникновение черт совершенствования человека на разных этапах его становления;

—    определяют роль биологических изменений человеческого организма в ходе эволюции.

Тип урока: урок изучения нового материала и закрепления знаний.

Средства обучения: учебник; рабочая тетрадь; компьютер; набор ЦОР.

Ход урока

Какие условия способствовали появлению человека?

I. Проверка знаний

1.    Устная беседа по вопросам 1—7 рубрики «Проверьте свои знания» на с. 11 учебника.

2.    Заполнение таблицы «Систематическое положение человека». (Работа выполняется на доске.)

3.    Тестовая работа по вариантам.

При выполнении тестовой работы организуется само-и взаимопроверка, для этого используется копировальная бумага. Учащиеся сдают оригинал ответов на отдельном листе-бланке учителю. Копии ответов необходимы для организации взаимопроверки и оценивания работ. Ответы («ключи») и критерии оценок выписаны на доске или кодограмме (слайде). 3

II.    Актуализация знаний учащихся

Эволюция приматов. Исторические предки человека. Ископаемые группы высших обезьян. Дриопитеки — ископаемые высшие обезьяны. Различия между ними, причины совершенствования. Актуализация знаний учащихся о человеке, полученных в предыдущих классах. Рассказ учителя. Работа с материалом учебника на с. 12. Беседа.

III.    Изучение нового материала

1. Эволюция предков человека — гоминид. Рассказ учителя с элементами беседы. Самостоятельная поисковая работа учащихся с материалом учебника на с. 12—16, объектами ЦОР по выявлению характерных признаков гоминид. Групповая работа.

Задания для самостоятельной работы

1)    Подготовьте рассказ о предложенном представителе эволюционной группы.

2)    Выявите и назовите характерные признаки данной группы гоминид.

3)    Представьте выполненное задание классу, ответьте на вопросы товарищей для лучшего усвоения ими рассказанного вами материала.

4)    Пользуясь материалом учебника и рассказами товарищей, заполните таблицу. Обсудите в классе данную работу.

Становление человека

Особенности строения Способ    и обРаза жизни

Этапы

эволюции Пища добывания Р й Объем Об

ц    пищи    Рогожи головного Образ

аппарат    жизни

мозга

Рамапитеки

Австрало

питеки

Человек

умелый

Человек

прямо

ходящий

Окончание табл.

Особенности строения Способ    и обРаза жизни

Этапы

Пища добывания

эволюции    пищи Ротовой Объем Образ

головного

аппарат    жизни

мозга

Человек

неандер

тальский

Человек

разумный

(кромань

онец)

Формулирование вывода.

2.    История возникновения человека. Беседа по результатам поисковой и практической работы. Формулирование выводов по каждой эволюционной группе ископаемого человека.

Вопросы и задания для беседы

1)    Чем отличались древнейшие люди от гоминид? (Проводится сравнение эволюционных групп человека, более прогрессивных в своей истории, с древними предками.)

2)    Назовите основные эволюционные приобретения каждой из предковых форм человека.

Формулирование выводов.

3.    Эволюция человека. Беседа по результатам поисковой работы с текстом учебника, изучения материалов ЦОР и заполнения таблицы «Становление человека». Обсуждение проблемного вопроса урока. Формулирование выводов о биологических изменениях человеческого организма.

IV. Рефлексия. Обобщение и закрепление знаний

1.    Фронтальная беседа: обсуждение вопросов и заданий 1—9 рубрики «Проверьте свои знания» на с. 17 учебника.

2.    Работа на компьютере с материалами ЦОР.

3.    Формулирование вывода по теме урока: «Что нового вы узнали сегодня?»

V. Домашнее задание

Изучить материал об эволюции человека на с. 12—17 учебника. Выполнить задания 6, 7 рабочей тетради. Ответить на вопросы и выполнить задания рубрики «Проверьте свои знания» на с. 17 учебника.

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 04.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar