Главная» 9 класс » Биология

План конспект по биологии 9 класс Урок 31 Движение крови по сосудам. Лимфообращение
04.10.2016, 13:03

Урок 31

Движение крови по сосудам. Лимфообращение

Цель урока: сформировать представление о движении крови и лимфы в организме человека.

Задачи урока: раскрыть причины движения крови в организме; охарактеризовать скорость движения крови в различных кровеносных сосудах, сформировать знания о нейрогуморальной регуляции работы сердца и сосудов; познакомить с понятиями «кровяное давление», «пульс»; научить определять пульс, познакомить с приемами определения артериального давления.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—    определения понятий «пульс», «кровяное давление»;

—    причины движения крови в организме;

—    особенности движения крови по венам;

—    строение лимфатической системы и ее значение для организма человека;

—    особенности лимфообращения;

—    места определения пульса, приемы измерения артериального давления;

—    приемы тренировки сердечной мышцы.

Учащиеся должны уметь:

—    распознавать на таблицах, муляжах кровеносные сосуды и органы лимфатической системы;

—    характеризовать движение крови по сосудам, особенности лимфообращения;

—    устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кровеносных сосудов, кровеносной системы и лимфатической системы;

—    объяснять биологический смысл медленного движения крови по капиллярам, венам;

—    определять и измерять пульс, артериальное давление;

—    использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма, для оказания первой помощи.

Метапредметные результаты

Учащиеся должны уметь:

—    владеть основами исследовательской деятельности;

—    ставить вопросы, давать определения понятий, наблюдать, обобщать, анализировать, сравнивать, делать выводы;

—    работать с разными источниками биологической информации; находить, анализировать и оценивать ее, преобразовывать в доступную для восприятия форму;

—    составлять краткие конспекты изучаемого материала;

—    ставить цели и задачи в учебе и познавательной деятельности;

—    оценивать правильность выполнения учебной задачи и свои возможности ее решения.

Личностные результаты обучения:

—    познавательный интерес и мотивация к изучению организма человека, системы кровообращения и ее особенностей, а также технологий, сберегающих здоровье и увеличивающих продолжительность жизни;

—    знание основных принципов сохранения здорового образа жизни;

—    ответственное отношение к учению, готовность и способность к самообразованию и саморазвитию на основе профессиональной ориентации, заботы о здоровье, реализации установок здорового образа жизни;

—    освоение правил и норм поведения согласно ситуации.

—    объясняют значение понятий «пульс», «кровяное (артериальное) давление», «скорость движения крови»; роль нервной и гуморальной систем в регуляции движения крови и лимфы по сосудам;

—    раскрывают причины движения крови в организме;

—    характеризуют скорость движения крови в различных сосудах, особенности строения лимфатической системы и лимфообращения;

—    устанавливают взаимосвязь между строением и функциями кровеносной и лимфатической систем;

—    определяют и измеряют пульс и артериальное давление;

—    распознают на таблицах сосуды и органы лимфатической системы;

—    проводят лабораторные исследования и наблюдения, оформляют и объясняют их результаты.

Тип урока: урок освоения новых знаний, закрепление изученного материала.

Средства обучения: учебник; рабочая тетрадь; компьютер; набор ЦОР; кодоскоп; кодограммы; наглядные пособия «Строение сердца», «Работа сердца», «Кровеносная система»; «Лимфатическая система», модель сердца; тонометр.

Ход урока

I. Проверка знаний

1.    Устный опрос.

1)    Анализ результатов проверочной работы прошлого урока.

2)    Ответы на вопросы и задания рубрики «Проверьте свои знания» на с. 154 учебника.

3)    Проверка выполнения заданий 129, 130 рабочей тетради.

2.    Индивидуальный опрос по дидактическим карточкам-заданиям.

3.    Фронтальный опрос.

1)    Какова продолжительность каждой из фаз сердечного цикла?

2)    Что такое пауза?

3)    Куда движется кровь при сокращении предсердий; при сокращении желудочков?

4)    Что такое автоматия?

5)    Как регулируется работа сердца?

6)    Какое вещество улучшает работу сердца?

7)    Как никотин влияет на работу сердца?

II. Изучение нового материала

1.    Кровеносная система. Движение крови по сосудам, его причины. Вводный рассказ учителя с элементами беседы с привлечением объектов ЦОР и материалов из курса физики.

2.    Давление крови. Работа с материалом статьи «Давление крови» на с. 155—156 учебника и с материалами ЦОР. Словарная работа: «кровяное (артериальное) давление», «минимальное давление», «максимальное давление», «пульсовое давление», «тонометр». Выполнение заданий 131 и 133 рабочей тетради. Беседа по результатам работы. Обсуждение вопросов 1—6 рубрики «Проверьте свои знания» на с. 158—159 учебника.

3.    Регулирование давления крови нервным и гуморальным путем. Поддержание постоянства артериального давления в организме человека. Рассказ учителя. Работа с материалами ЦОР. Обсуждение изученного материала.

4.    Практическая работа «Измерение кровяного давления». Оформление работы и ее обсуждение.

5.    Пульс. Чтение статьи «Пульс» на с. 156 учебника. Словарная работа: «пульс». Лабораторная работа «Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке». Заполнение таблицы «Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке». Беседа по результатам работы. Формулирование выводов. Работа учащихся с фрагментом ЦОР о пульсе. Беседа по вопросам: в чем причина различных показателей пульса? Почему возникает пульсовая волна? О чем можно судить по числу пульсовых ударов?

Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке

Показания пульса

после десяти

в положении сидя в положении стоя

приседаний

6.    Скорость тока крови и его роль в организме человека. Самостоятельная работа со статьей учебника «Скорость тока крови» на с. 156. Работа с материалами ЦОР. Обсуждение вопросов 7—9 рубрики «Проверьте свои знания» на с. 159 учебника. Корректировка ответов и дополнения учителя.

7.    Движение крови по венам. Самостоятельная работа с материалом учебника на с. 156—157 и материалами ЦОР. Выполнение заданий и их обсуждение.

Задание 1. Выясните особенности движения крови по венам и вспомогательные механизмы, обеспечивающие данный процесс. Составьте краткий конспект.

Задание 2. Расскажите, как избежать застоя крови в венах. (Для ответа воспользуйтесь материалами ЦОР и материалом учебника на с. 156.)

8.    Лимфатическая система и движение лимфы. Рассказ учителя о лимфе и ее составе. Самостоятельная работа учащихся с фрагментом ЦОР и текстом учебника «Лимфатическая система и движение лимфы» на с. 157 учебника. Ответы на вопросы, выполнение заданий и их обсуждение.

Вопросы и задания

1)    Изучите данный материал с помощью приложения ЦОР, текста учебника и составьте краткий конспект по плану.

План

а)    Строение лимфатической системы.

б)    Лимфатические узлы, их функции.

в)    Функции лимфатической системы.

г)    Механизмы, обеспечивающие движение лимфы по сосудам.

2)    Что общего и различного между кровью и лимфой? Почему лимфатическая система считается частью иммунной системы? Как связаны кровеносная и лимфатическая системы?

III. Рефлексия. Обобщение и закрепление знаний

1.    Работа с заданиями ЦОР.

2.    Обсуждение вопросов и заданий о кровеносной и лимфатической системах рубрики «Проверьте свои знания» на с. 158—159 учебника.

3.    Выполнение тренировочных заданий на с. 87— 90 рабочей тетради.

4.    Подведение итогов урока. Формулирование выводов.

IV. Домашнее задание

Изучить материал учебника на с. 155—158. Выполнить задания 134—136 рабочей тетради. Подготовить сообщение о тренировке сердца и сосудов и значении этого в жизни человека. Подготовиться к контролю знаний по темам «Внутренняя среда организма» и «Транспорт веществ».

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 04.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar