Главная» 9 класс » Биология

План конспект по биологии 9 класс Урок 33 Строение органов дыхания
04.10.2016, 13:04

Урок 33

Строение органов дыхания

Цели урока: сформировать представления о строении органов дыхания человека в связи с их функциями: дыхательной, образования звуков и формирования членораздельной речи; вызвать интерес к изучению темы.

Задачи урока: расширить знания учащихся о биологической сущности дыхания, его значении в обмене веществ и превращении энергии в организме человека; создать условия для развития познавательного интереса к строению органов дыхания человека и к выполняемым ими функциям; объяснить, как изменяется воздух в дыхательных путях и почему нужно дышать через нос.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—    биологическую сущность процесса дыхания;

—    значение понятий «дыхание», «жизненная емкость легких», «плевра», «плевральная полость»;

—    роль дыхания в обмене веществ и превращении энергии в организме человека;

—    особенности строения органов дыхания человека и их функции;

—    процесс образования голоса и членораздельной речи.

Учащиеся должны уметь:

—    распознавать на таблицах, моделях основные органы дыхательной системы человека, называть и описывать их;

—    объяснять взаимосвязь строения воздухоносных путей и легких с выполняемой ими функцией;

—    раскрывать сущность процесса дыхания, понятий «дыхание», «плевра», «плевральная полость»;

—    характеризовать строение голосового аппарата человека, роль носовой и ротовой полостей в усилении звуков и формировании членораздельной речи;

—    сравнивать правое и левое легкое;

—    обосновывать правила гигиены голосового аппарата.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—    работать с учебником, рабочей тетрадью, материалами ЦОР;

—    проводить исследования в ходе лабораторных и практических работ;

—    наблюдать, анализировать, обобщать и формулировать выводы, объяснять результаты;

—    выбирать информацию, необходимую для сохранения здоровья своего и окружающих;

—    уметь отстаивать свою точку зрения по решаемой проблеме.

Личностные результаты обучения:

—    познавательный интерес и мотивация к изучению данной темы в силу ее практической значимости для человека, сохранения здоровья дыхательных путей, голосового аппарата.

Основные виды деятельности учащихся:

—    называют органы дыхания человека, их функции и распознают органы на таблицах (моделях);

—    раскрывают биологическую сущность процесса дыхания, понятий «дыхание», «плевра», «плевральная полость», «воздухоносные пути»;

—    характеризуют строение голосового аппарата человека, роль носовой и ротовой полостей в усилении звуков

и формировании членораздельной речи, значение дыхания в жизнедеятельности человека, роль кислорода в освобождении необходимой организму энергии;

—    объясняют значение слизистого эпителия носовой полости;

—    обосновывают правила защиты органов дыхания от проникновения в них микробов и пыли, приспособленность к согреванию вдыхаемого воздуха; правила профилактики заболеваний голосового аппарата и гортани;

—    сравнивают особенности строения и функции левого и правого легких;

—    работают индивидуально и в группе;

—    анализируют и обсуждают изученный материал, результаты наблюдений и экспериментов;

—    используют в обучении различные источники информации.

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Средства обучения: учебник; рабочая тетрадь; наглядное пособие, иллюстрирующее строение дыхательной системы человека, других позвоночных; модели гортани; компьютер; набор ЦОР.

Ход урока

I Почему человек может без воды и пищи жить много времени, а без воздуха — всего несколько минут?

I. Анализ результатов зачета по темам «Внутренняя среда организма». «Транспорт веществ»

Актуализация знаний о роли дыхания в обмене веществ, об усложнении в строении дыхательной системы позвоночных животных в ходе эволюции. (Беседа с использованием таблицы, иллюстрирующей строение органов дыхания позвоночных животных и кластера «Что знаю о системе дыхания?».)

Вопросы и задания

1)    Каково значение дыхания для организма?

2)    Зависит ли система дыхания от среды обитания животных?

3)    Как изменялось строение органов позвоночных животных в процессе эволюции? Можно ли предположить, что дыхательная система человека

и млекопитающих имеет сходное строение? Ответ обоснуйте.

II. Изучение нового материала

1.    Значение дыхания в организме человека. Значение кислорода для организма. Поисковая работа учащихся с материалом учебника на с. 160. Работа с объектами ЦОР. Обсуждение проблемного вопроса к уроку с использованием знаний учащихся по химии о свойствах кислорода, реакциях обмена, окисления.

2.    Дыхательные пути. Изучение материала о дыхательных путях по плану.

1)    Записать в тетрадях: «К органам дыхательной

системы относятся_. Дыхательный путь составляют все изложенные органы, кроме_».

2)    Носовая полость. Рассказ учителя. Работа учащихся с материалами ЦОР, с текстом и рисунками учебника на с. 160—161. Выполнение задания 140 рабочей тетради. Беседа по результатам выполнения задания и по вопросам: что происходит с воздухом в носовой полости? Каковы особенности ее строения в связи с выполняемыми функциями?

3)    Гортань, особенности строения в связи с выполняемыми функциями. Функции хрящей. Голосовые связки, их работа. Профилактика заболеваний гортани и голосовых связок. Рассказ учителя. Самостоятельная работа учащихся с материалом учебника на с. 161—162, с материалами ЦОР. Продолжение выполнение задания 140 рабочей тетради. Обсуждение вопросов 4—6 рубрики «Проверьте свои знания» на с. 163. Беседа о мерах профилактики заболеваний гортани, голосовых связок.

4)    Трахеи, бронхи; их строение и функции. Работа на компьютере с объектами ЦОР, с материалом учебника на с. 162. Продолжение выполнения задания 140 рабочей тетради — заполнение таблицы «Органы дыхания». Беседа по итогам работы: почему пища не попадает в гортань? Почему задняя стенка трахеи мягкая? Что общего в строении бронхов и трахеи? Как и чем это можно объяснить? Покажите на таблице воздухоносные пути и назовите их.

3. Легкие и грудная полость. Строение и функции. Рассказ учителя с использованием таблицы, иллюстрирующей строение органов дыхания человека, рисунков учебника на с. 161—162. Работа учащихся с заданиями ЦОР. Словарная работа: «плевра», «плевральная полость», «альвеолы». Заполнение таблицы «Органы дыхания» (задание 140 рабочей тетради). Обсуждение вопросов 7—10 рубрики «Проверьте свои знания» на с. 163 учебника. Беседа по вопросу: какова роль плевры и плевральной жидкости?

Изучение нового материала можно организовать в форме групповой работы. Каждая группа готовит презентацию одного из органов дыхательных путей, легких, используя при этом учебник, таблицы, модели, муляжи, материалы ЦОР. Далее один ученик из группы рассказывает подготовленный материал классу, остальные добавляют и корректируют рассказ, задают вопросы для проверки усвоения изложенного материала. По окончании презентации учащиеся выполняют задания рабочей тетради с последующим обсуждением работы.

III.    Рефлексия. Обобщение и закрепление знаний

1.    Фронтальная беседа по вопросам и заданиям на с. 163 учебника.

2.    Работа с таблицей. Задание: «Покажите на таблице и назовите органы дыхания. Объясните их функции».

3.    Выполнение тренировочных заданий в рабочей тетради на с. 96—98. (Взаимопроверка заданий в парах проводится по копии ответов, оригинал сдается учителю. Уровень А, задания 1—5, 7—9; уровень В, задания 2, 3, 6.)

4.    Подведение итогов выполнения тренировочных заданий.

5.    Формулирование выводов.

IV.    Домашнее задание

Изучить материал учебника на с. 160—163. Ответить на вопросы и задания к тексту на с. 163 учебника. Провести практические наблюдения: «Определение частоты дыхания в разных ситуациях: сидя, лежа, стоя, после 10 приседаний, бега на уроках

физкультуры или на зарядке». Оформить результаты наблюдений в рабочей тетради на с. 95—96. Сформулировать выводы. Выполнить задания 138, 139, 141—143 в рабочей тетради.

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 04.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar