Главная» 9 класс » Биология

План конспект по биологии 9 класс Урок 34 Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения
04.10.2016, 13:04

Урок 34

Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения

Цели урока: продолжить изучение функций дыхательной системы, связанных с обменом веществ (газов); показать влияние среды (состава вдыхаемого воздуха) на функционирование органов дыхания и организма человека.

Задачи урока: раскрыть значение газообмена в легких и тканях; выяснить физические причины газообмена в легких и тканях (роль диффузии) и физиологические условия протекания этих процессов; разъяснить механизм вдоха и выдоха.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—    изменения состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха (газообмен в легких и тканях), роль диффузии в этих процессах;

—    механизм вдоха и выдоха, роль в этом дыхательных мышц;

—    взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем.

Учащиеся должны уметь:

—    разъяснять механизм вдоха и выдоха, роль кислорода в освобождении необходимой организму энергии, а также его влияние на работу дыхательных мышц;

—    характеризовать влияние изменения состава вдыхаемого (воздух среды) и выдыхаемого воздуха на работу органов дыхания и процессы газообмена в легких и тканях; гигиенические требования к составу вдыхаемого воздуха;

—    обосновывать положительное влияние физической нагрузки на тренировку дыхательных мышц, вредное действие курения на органы дыхания, необходимость защиты воздушной среды от загрязнений.

Учащиеся должны уметь:

—    работать с учебником, материалами ЦОР, рабочей тетрадью;

—    проводить исследования и наблюдения в ходе практических и лабораторных работ;

—    анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы; объяснять материал и полученные результаты;

—    развивать навыки самостоятельного получения знаний;

—    использовать методические приемы, обеспечивающие качество усвоения материала, развитие мышления.

Личностные результаты обучения:

—    познавательный интерес к изучению вопросов дыхания, изменения состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, газообмена в легких и тканях;

—    мотивация к изучению темы урока в силу ее практической значимости для сохранения здоровья, объяснения разработки воздухоохранных мероприятий и технологий очистки воздуха среды.

Основные виды деятельности учащихся:

—    характеризуют состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха;

—    раскрывают значение и сущность газообмена в легких и тканях, роль диффузии в этих процессах;

—    описывают механизм вдоха и выдоха, роль дыхательных мышц в обеспечении этих процессов; гигиенические требования к вдыхаемому воздуху;

—    объясняют взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем;

—    сравнивают спокойное и глубокое дыхание;

—    обосновывают необходимость защиты воздушной среды, серьезного отношения к охране воздуха.

Тип урока: комбинированный.

Средства обучения: учебник; рабочая тетрадь; дидактические карточки-задания; компьютер; набор ЦОР.

Ход урока

I. Проверка знаний

1. Устный опрос по вопросам и заданиям рубрики «Проверьте свои знания» на с. 163 учебника (с ком-

ментированием и дополнениями ответов учениками и учителем).

2.    Работа с таблицей. Задание: «Покажите на таблице органы дыхательной системы человека, назовите их и выполняемые ими функции».

3.    Индивидуальная работа по дидактическим карточкам-заданиям.

4.    Проверка выполнения заданий 138—143 рабочей тетради. (Групповая работа. Задания выполняются всеми учащимися. Для проверки и обсуждения их выполнения каждая группа представляет своим одноклассникам только одно из заданий. В ходе проверки учащиеся исправляют ошибки и дополняют ответы друг друга.)

5.    Биологический диктант или тестовые задания (по вариантам).

II. Изучение нового материала

1.    Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Работа учащихся с материалами ЦОР и текстом учебника на с. 164 (первый абзац). Практическая работа «Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха». Обсуждение результатов.

2.    Газообмен в легких. Рассказ учителя с элементами беседы с использованием рисунков на с. 164—165 учебника. Работа учащихся с материалам ЦОР. Ответ на вопрос 1 рубрики «Проверьте свои знания» на с. 172 учебника.

Вопросы для беседы

1)    Как устроены легкие? Благодаря чему легкие имеют огромную поверхность?

2)    Что пронизывает стенки альвеол? Какая в них кровь, откуда и каким путем она туда поступает? В чем сущность законов диффузии и осмотического давления? (На последний вопрос можно подготовить сообщение, связав его со знанием законов физики.)

3.    Газообмен в тканях. Самостоятельная работа учащихся с текстом статьи «Газообмен в тканях» и рисунками на с. 165—166 учебника. Рассказ учащихся о газообмене в тканях и дополнения учителя. Выполнение задания 144 рабочей тетради с последующей проверкой.

4. Дыхательные движения. Механизм вдоха и выдоха. Роль легочной и пристеночной плевр. Работа учащихся с материалами видеоприложения ЦОР. Объяснение учителя с демонстрацией опытов на модели Дондерса. Самостоятельная работа учащихся с текстом статьи «Дыхательные движения» на с. 166 учебника. Составление таблицы «Механизм спокойного вдоха и выдоха». Обсуждение в классе этапов спокойного вдоха и заполнение таблицы; столбец «Выдох» заполняется учащимися самостоятельно с дальнейшей проверкой выполнения этой работы. Беседа по вопросам: какова роль диафрагмы в процессе дыхания? Что отличает механизм глубокого дыхания?

Механизм спокойного вдоха и выдоха

Вдох    Выдох

Сокращение наружных    Расслабление внутренних

межреберных мышц    межреберных мышц

Ребра поднимаются

Диафрагма сокращается, становится плоской

Объем грудной полости увеличивается

Давление воздуха в легких уменьшается и становится ниже атмосферного

Воздух по воздухоносным путям входит в легкие

Происходит вдох

III. Рефлексия. Обобщение и закрепление знаний

1. Проверка заполнения таблицы «Механизм спокойного вдоха и выдоха». Формулирование вывода (о различиях в механизмах спокойного и глубокого дыхания).

2.    Выполнение задания ЦОР. (Можно работать по вариантам, предложить задания 5, 6 рубрики «Проверьте свои знания» на с. 172 учебника.)

3.    Выполнение задания 145 рабочей тетради и его проверка.

4.    Обсуждение вопросов рубрики «Проверьте свои знания» на с. 172 учебника. Подведение итогов урока: «Что вам было уже известно из изучаемого на уроке? Что вы узнали нового и полезного для себя?»

IV. Домашнее задание

Изучить материал учебника на с. 164—166. Ответить на вопросы и выполнить задания к тексту на с. 172 учебника. Выполнить задание 144 рабочей тетради и тренировочные задания на с. 96—98. Подготовить сообщения о мерах, обеспечивающих чистоту воздуха; о составе табачного дыма и его действии на организм (по материалам учебника, ЦОР, дополнительной литературы.) Разработать рефераты на тему «Охрана окружающей среды как мера профилактики заболеваний органов дыхания», а также рекомендации по разрешению данной проблемы. Подготовить реферат к защите.

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 04.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar