Главная» 9 класс » Биология

План конспект по биологии 9 класс Урок 35 Регуляция дыхания.
04.10.2016, 13:05

Урок 35

Регуляция дыхания.

Жизненная емкость легких

Цели урока: сформировать представление о жизненной емкости легких и ее роли в организме человека; познакомить с нейрогуморальной регуляцией дыхательных движений; раскрыть роль среды обитания и вредных привычек в работе органов дыхания.

Задачи урока: раскрыть сущность понятия «жизненная емкость легких» и отметить ее место в характеристике здоровья человека; разъяснить процесс регуляции дыхательных движений; показать роль тренировки дыхательных мышц, дыхательной гимнастики в увеличении жизненной емкости легких; объяснить зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды и вредных привычек (курения).

Учащиеся должны знать:

—    определение понятия «жизненная емкость легких», ее сущность и роль в организме;

—    роль дыхательного центра в ритмичном чередовании дыхательных движений;

—    связь нервной и гуморальной регуляции дыхания;

—    значение тренировки дыхательных мышц;

—    действие вредных привычек, загрязнения воздуха окружающей среды на здоровье органов дыхания и всего организма.

Учащиеся должны уметь:

—    раскрывать сущность понятия «жизненная емкость легких», ее роль в сохранении здоровья органов дыхания и организма человека в целом;

—    выяснять причины изменения частоты и глубины дыхания и объяснять эти изменения;

—    описывать процесс регуляции дыхательных движений, составлять схему рефлекторной дуги одного из дыхательных рефлексов;

—    соблюдать и обосновывать основные гигиенические правила дыхания в различных случаях;

—    объяснять зависимость собственного здоровья от состояния воздуха окружающей среды;

—    анализировать и оценивать воздействие вредных факторов (курение, загрязненность воздушной среды) на здоровье.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—    владеть навыками исследовательской и проектной деятельности при проведении лабораторных и практических работ, оформления результатов наблюдений и формулирования выводов;

—    давать определения понятий;

—    работать с источниками биологической информации и находить необходимый материал для изучения и решения проблемы в учебниках, материалах ЦОР, научнопопулярной литературе; а также анализировать и оценивать полученную информацию, преобразовывать ее;

—    выбирать цель и смысл совершаемых действий и поступков по отношению к здоровью своему и окружающих;

—    сравнивать различные точки зрения, отстаивать свою позицию, грамотно излагать свои мысли.

—    познавательный интерес к изменениям состава вдыхаемого воздуха, проблеме увеличения жизненной емкости легких;

—    мотивация к дальнейшему изучению проблемы сохранения здоровья дыхательной системы;

—    знание основных правил гигиены и принципов защиты органов дыхания от проникновения пыли, микробов и вирусов, соблюдение основ здорового образа жизни.

Основные виды деятельности учащихся:

—    раскрывают сущность понятия «жизненная емкость легких»;

—    объясняют причины изменения частоты и глубины дыхания, выясняют их в ходе наблюдений;

—    называют способы увеличения жизненной емкости легких и обосновывают положительное влияние занятий спортом и физическим трудом на тренировку дыхательных мышц;

—    разъясняют процесс регуляции дыхательных движений, роль головного мозга в этом процессе;

—    обосновывают необходимость мероприятий по защите воздушной среды от загрязнений, вредное действие курения на органы дыхания;

—    проводят проектные исследования, оформляют их и представляют на защите, обосновывают свои взгляды на проблему проекта;

—    сравнивают и объясняют результаты наблюдений, делают выводы о состоянии дыхательной системы своей и окружающих.

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Средства обучения: учебник; рабочая тетрадь; наглядные пособия, иллюстрирующие строение органов дыхания человека и его кровеносной системы, а также вредное влияние курения; муляжи или куклы, марлевые салфетки; компьютер; набор ЦОР.

Ход урока

Как регулируются вдох и выдох?

I. Проверка знаний

1. Устный опрос по вопросам и заданиям рубрики «Проверьте свои знания» на с. 172 учебника (с комментированием).

2.    Обсуждение выполнения задания 144 рабочей тетради.

3.    Биологический диктант или тестовый контроль по теме «Дыхание».

II. Изучение нового материала

1.    Изменение частоты и глубины дыхательных движений. Изменение потребности в кислороде при увеличении нагрузки на организм человека. Введение в тему урока. Работа с материалами ЦОР. Беседа по результатам практической работы «Определение частоты дыхания». Формулирование выводов.

Вопросы и задания для беседы

1)    Запишите результаты наблюдений в таблицу (см. с. 95—96 рабочей тетради).

2)    Ответьте на вопросы, подтверждая ответ наблюдениями.

а)    Почему мы делаем вдох и выдох?

б)    Всегда ли мы дышим одинаково?

в)    Участвует ли диафрагма в процессе дыхания? Если да, то как?

г)    Отчего меняется частота и глубина дыхания?

д)    Полезно ли дышать часто и глубоко постоянно?

е)    Весь ли воздух выходит из легких на выдохе?

3)    Сформулируйте вывод, вставив в текст пропу

щенные слова, и запишите его: «Изменением ритма дыхательных движений достигается наиболее полное соответствие потребления кислорода потребностям организма. Вследствие усиления легочной вентиляции, т. е. _ (увеличения частоты

дыхания), при физической нагрузке организм получает _ (больше кислорода). При этом

удовлетворяются возросшие потребности организма

в_(энергии), которая освобождается при

_ (усилении окислительных процессов).

Независимо от _ (ритма дыхательных

движений) самое замечательное в том, что всю жизнь_ (вдох) сменяется_(вы

дохом)».

2.    Жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Работа учащихся с материалом учебника на с. 166—167,

материалами ЦОР. Измерение ЖЕЛ с помощью спирометра. Формулирование вывода об изменении ЖЕЛ. Словарная работа: «жизненная емкость легких», «спирометр».

3.    Роль тренировки дыхательных мышц. Дыхательная гимнастика. Курение и ЖЕЛ.

Рассказ учителя с элементами беседы по результатам анонимного анкетирования. Сообщение учащегося об истории курения, составе табачного дыма и его влиянии на организм человека.

4.    Регуляция дыхания. Дыхательный центр продолговатого мозга. Рассказ учителя с привлечением материалов ЦОР. Работа учащихся с материалом на с. 167—168 учебника. Беседа по вопросам: объясните, почему задержка дыхания вызывает его учащение. Холодная вода может задержать дыхание. Что происходит? Объясните выражение: «Перевести дух».

5.    Дыхательные рефлексы, их роль. Зависимость интенсивности дыхания от различных факторов. Воздух и дыхание человека. Защита проекта «Охрана окружающей среды как мера профилактики заболеваний органов дыхания», представление рефератов. Беседа по вопросам: какие дыхательные рефлексы вы можете назвать? Почему мы начинаем кашлять и чихать при попадании инородных частиц в дыхательные пути? Как можно объяснить задержку дыхания при действии резких запахов (нашатырь и др.)? Почему нам нужен чистый воздух?

III.    Рефлексия. Обобщение и закрепление знаний

1.    Взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции дыхания. (Беседа с привлечением материалов ЦОР по вопросам: чем объяснить чередование вдоха и выдоха в течение всей жизни человека? Как влияет углекислый газ на дыхание человека? Приведите примеры.)

2.    Выполнение задания 148 рабочей тетради и его проверка.

IV.    Домашнее задание

Изучить материал учебника на с. 166—171. Ответить на вопросы и задания к тексту на с. 172 учебника. Подготовить сообщения или рефераты о болезнях органов дыхания (грипп, ОРВИ, ОРЗ, туберкулез легких) и их профилактике. Выполнить задание 147 рабочей тетради. Повторить материал тем «Внутренняя среда организма», «Транспорт веществ», «Дыхание» и подготовиться к зачету.

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 04.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar