Главная» 9 класс » Биология

План конспект по биологии 9 класс Урок 38 Пищеварение в ротовой полости
04.10.2016, 13:06

Урок 38

Пищеварение в ротовой полости

Цели урока: продолжить изучение строения и функций пищеварительной системы человека; сформировать представление об особенностях строения ротовой полости и происходящих в ней процессов пищеварения.

Задачи урока: охарактеризовать процессы пищеварения в ротовой полости и связанные с ними особенности строения ротовой полости; раскрыть роль пищеварительных ферментов ротовой полости; объяснить механизм нейрогуморальной регуляции слюноотделения; сформулировать и обосновать правила ухода за ротовой полостью и зубами; разъяснить влияние курения и алкоголя на пищеварение в ротовой полости.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—    строение и функции органов ротовой полости, зубов;

—    слюнные железы, состав слюны и роль ферментов слюны;

—    методы изучения деятельности слюнных желез;

—    роль исследований и работ И. П. Павлова в области пищеварения;

—    механизм регуляции слюноотделения;

—    роль глотки и пищевода в пищеварении.

Учащиеся должны уметь:

—    называть органы ротовой полости и их основные функции;

—    разъяснять особенности процессов пищеварения в ротовой полости; строение и функции зубов, а также физиологическую работу глотки и пищевода;

—    характеризовать состав, свойства слюны и роль ее ферментов;

—    распознавать на таблицах, моделях и муляжах органы ротовой полости.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—    работать с учебником, рабочей тетрадью, материалами ЦОР;

—    осваивать познавательные, коммуникативные действия;

—    владеть навыками проведения исследования в ходе лабораторной работы, анализировать результаты наблюдений и объяснять их;

—    использовать методические приемы обучения, способствующие качественному усвоению изучаемого материала и развитию мышления.

Личностные результаты обучения:

—    познавательный интерес к теме «Пищеварение» и материалу урока;

—    знание основных принципов и правил отношения к здоровью пищеварительной системы, правил питания, сохранения зубов;

—    мотивы изучения пищеварения в ротовой полости; знакомство с методикой изучения деятельности слюнных желез.

Основные виды деятельности учащихся:

—    раскрывают роль слюнных желез, ферментов слюны в пищеварении;

—    определяют лабораторным путем питательные вещества, расщепляемые ферментами слюны в ротовой полости;

—    называют питательные вещества, необходимые организму для нормальной жизнедеятельности, и основные продукты, в которых они содержатся;

—    характеризуют нервную и гуморальную регуляцию деятельности слюнных желез;

—    разъясняют роль глотки и пищевода в пищеварении; методы изучения деятельности слюнных желез;

—    обосновывают правила гигиены зубов, профилактики их заболеваний;

—    соблюдают правила здорового образа жизни, личной и общественной гигиены; соблюдения техники безопасности при работе в кабинете биологии.

Тип урока: комбинированный.

Средства обучения: учебник; рабочая тетрадь; дидактические карточки-задания, иллюстрирующие строение пищеварительной системы и зубов человека; модель торса человека; чашка Петри; раствор йода; ватный жгут; сухой бинт; лакмусовый индикатор; компьютер; набор ЦОР.

Ход урока

Первый вариант проведения урока

I. Проверка знаний

1.    Проверка выполнения домашнего задания. (Опрос в форме игры «Цепочка» по вопросам и заданиям рубрики «Проверьте свои знания» на с. 175 учебника.)

2.    Заполнение на доске таблицы «Продукты питания».

Продукты питания

Продукты животного    Продукты растительного

происхождения    происхождения

Вопрос: почему в состав пищи человека должны входить продукты как растительного, так и животного происхождения?

3.    Работа с дидактическими карточками-заданиями (выполнение в тетрадях).

4.    Органы пищеварительной системы человека и их расположение. (Работа с наглядными пособиями.)

5.    Фронтальный опрос-летучка по вопросам: какие функции выполняет пищеварительная система? В чем состоит значение каждой из них? Почему питательные вещества в организме подвергаются химическому расщеплению? Какова в этом роль ферментов? Где они образуются? Можно ли мясной бульон ввести человеку прямо в кровь?

6.    Проверка выполнения заданий 150—153 рабочей тетради.

II. Изучение нового материала

1. Актуализация знаний о роли пищеварения в обмене веществ, о значении ротовой полости и ее органов в процессе пищеварения.

Беседа по вопросам: с какого отдела начинается пищеварительная система человека? Что происходит там с пищей?

2.    Ротовая полость, ее строение и основные функции. Самостоятельная работа учащихся с материалами ЦОР и материалами учебника на с. 176—177. Составление краткого конспекта «Органы ротовой полости и их функции». Выполнение задания 155 рабочей тетради и его проверка.

Ротовая полость

Органы ротовой полости    Функции

3.    Механическая обработка пищи в процессе пищеварения. Зубы человека, их строение и значение. Гигиенические правила ухода за зубами. (Работа учащихся с материалами ЦОР, текстом и рисунками учебника на с. 177—178. Выполнение в рабочей тетради заданий 154, 156, 157, их обсуждение. Беседа по вопросам и заданиям.

Вопросы и задания для беседы

1)    Назовите части зуба.

2)    Почему необходима механическая обработка пищи?

3)    Какие зубы различают у человека? Каковы различия в строении и функциях зубов?

4)    Почему мороженое нельзя запивать горячим чаем?

5)    Почему больные зубы нарушают процесс пищеварения?

6)    В чем заключается правильный уход за зубами?

4.    Изменения пищи в ротовой полости. Роль слюны, языка в процессе пищеварения. Состав слюны. Действие ферментов слюны на крахмал. Влияние никотина, алкоголя на слюноотделение. Рассказ учителя с использованием материалов ЦОР. Лабораторная работа «Действие ферментов слюны на крахмал». Беседа «Что вы наблюдали в ходе лабораторного опыта со слюной и крахмалом? Какие результаты вы получили в своих опытах? » Работа учащихся с текстом статей «Слюнные железы. Язык» на с. 178—179 учебника. Ответы на вопросы 7, 8 рубрики «Проверьте свои знания» на с. 181 учебника.

5.    Глотание. Роль пищевода в пищеварении. Работа учащихся с материалами ЦОР. Рассказ-дополнение учителя. Изучение текста статьи «Глотка и пищевод» на с. 179 учебника и работа с рисунками на с. 178. Задание: «Объясните по схеме акта глотания, как происходит этот процесс».

6.    Нейрогуморальная регуляция слюноотделения. Безусловные и условные слюноотделительные рефлексы. Методика изучения функций слюнных желез. Работы И. П. Павлова. Рассказ учителя. Беседа по вопросам: можно ли безусловные слюноотделительные рефлексы превратить в условные? На какие питательные вещества, при каких условиях действует слюна в ротовой полости?

III. Рефлексия. Закрепление знаний

1.    Выполнение интерактивных заданий ЦОР «Сборка челюсти», «Строение зуба» и их проверка.

2.    Фронтальная работа. Обсуждение вопросов и заданий рубрики на с. 180—181 учебника.

3.    Выполнение тестовых заданий с последующей проверкой.

1)    Тренировочные задания на с. 107—109 рабочей тетради. (Уровень А, задания 1—3, 8—10; уровень В, задания 3, 6.)

2)    Тест ЦОР.

4.    Фронтальная беседа по вопросам.

1)    В каком отделе пищеварительного тракта начинается переваривание пищи?

2)    Объясните выражение: «Аппетит приходит во время еды».

3)    Почему при длительном пережевывании хлеб приобретает сладковатый вкус?

4)    Почему нельзя смеяться во время еды?

5)    Приведите примеры безусловных и условных слюноотделительных рефлексов. Изобразите схему рефлекторной дуги одного из рефлексов.

5.    Подведение итогов урока. Выводы.

IV. Домашнее задание

Изучить материал учебника на с. 176—180. Выполнить задания 157, 158 в рабочей тетради. Выписать в словарь новые термины и понятия темы. Подготовиться к словарному диктанту.

Второй вариант проведения урока

Самостоятельная групповая работа с материалом учебника на с. 176—179 и материалами ЦОР.

Задания для групповой работы

1)    Изучите текст и рисунки учебника, материалы ЦОР.

2)    Составьте краткий конспект (опорную таблицу) «Органы ротовой полости, их основные функции».

3)    Расскажите об органе ротовой полости, предложенном группе в карточке-задании, особенностях его строения и функциях.

4)    Подготовьте вопросы и задания классу для проверки усвоения материала, представленного вашей группой. Для этого используйте рубрику «Проверьте свои задания» на с. 180—181, задания рабочей тетради и т. д.

Примеры карточек-заданий для групповой работы

1- я группа. Ротовая полость. Губы, их строение и функции в пищеварении.

2- я группа. Зубы, особенности их строения и функции. Уход за зубами.

3- я группа. Слюнные железы. Язык. Роль слюны, языка в процессе пищеварения.

4- я группа. Изменение пищи в ротовой полости. Лабораторная работа «Действие ферментов слюны на крахмал».

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 04.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar