Главная» 9 класс » Биология

План конспект по биологии 9 класс Урок 41 Пластический и энергетический обмен
04.10.2016, 13:06

Урок 41

Пластический и энергетический обмен

Цель урока: сформировать представление о пластическом и энергетическом обмене.

Задачи урока: обобщить знания учащихся об обмене веществ в клетке, охарактеризовать пластический и энергетический обмен, познакомиться с особенностями обмена воды и минеральных солей, белков, жиров и углеводов.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—    сущность и значение обмена веществ и превращения энергии в организме;

—    определения понятий «пластический обмен», «энергетический обмен»;

—    особенности обмена водно-солевого, белков, жиров и углеводов; их роль в организме;

—    характерные признаки пластического и энергетического обмена, их взаимосвязь в организме;

—    научные принципы определения норм питания человека.

Учащиеся должны уметь:

—    объяснять биологическую роль обмена веществ в клетке и в организме;

—    давать характеристику обмена веществ как основы жизнедеятельности организма человека;

—    раскрывать взаимосвязь пластического и энергетического обмена и доказывать их единство;

—    рассчитывать нормы питания и энергетические затраты людей разных профессий.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—    работать с учебником, рабочей тетрадью, материалами ЦОР; осваивать познавательные, коммуникативные и регулятивные учебные действия; владеть навыками проведения исследований и наблюдений в ходе практической работы, анализировать и объяснять результаты, делать выводы;

—    использовать некоторые методические приемы обучения, способствующие качественному усвоению материала и развитию мышления.

Личностные результаты обучения:

—    познавательный интерес и мотивация к изучению обмена веществ из-за практической значимости изучаемого материала;

—    знание основ здорового образа жизни;

—    реализация установок здорового и правильного питания как основы здорового образа жизни;

—    умение рассчитать нормы питания и объяснять необходимость их знания.

Основные виды деятельности учащихся:

—    характеризуют обмен веществ и превращение энергии, значение белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ;

—    обосновывают сущность и значение пластического и энергетического обмена, их взаимосвязь;

—    называют конечные продукты обмена белков, жиров и углеводов в организме;

—    раскрывают научные принципы определения норм питания человека с учетом включения в пищевой рацион разнообразных питательных веществ;

— рассчитывают нормы питания и объясняют их значение.

Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала.

Средства обучения: учебник; рабочая тетрадь; компьютер; набор ЦОР.

Ход урока

I. Изучение нового материала

1.    Введение в тему. Общее понятие об обмене веществ и энергии. Обобщение знаний учащихся о значении пищеварения, всасывания, дыхания и кровообращения в обмене веществ между организмом с окружающей средой. Актуализация знаний учащихся. Самостоятельная работа с использованием текста учебника на с. 189 и схемы на с. 190, материалов ЦОР. Беседа по вопросам и заданиям.

Вопросы и задания для беседы

1)    Почему тема урока называется «Обмен веществ»? В чем заключается обмен?

2)    Прочитайте текст учебника на с. 189 и изучите схему на с. 190. Ответьте на поставленные выше вопросы.

3)    Закончите следующие предложения и запиши

те их в тетрадях: «Обмен веществ между организмом и окружающей средой является проявлением _. Это один из основных признаков живого, необходимое_».

2.    Пластический обмен. Энергетический обмен. Работа с материалами ЦОР. Изучение вопроса о пластическом и энергетическом обмене по материалам ЦОР и учебника на с. 189 (последний абзац), с. 191 (первый абзац). Выполнение задания 170 рабочей тетради, его проверка.

3.    Взаимосвязь пластического и энергетического обмена веществ и энергии. Работа учащихся с материалом учебника на с. 191. Заполнение таблицы «Обмен веществ и энергии». Обсуждение изучаемого вопроса с использованием таблицы. Формулирование вывода.

Обмен веществ и энергии в клетке

Вопросы    Пластический    Энергетический

для сравнения    обмен (ПО)    обмен (ЭО)

Какие реакции происходят с питательными веществами и энергией в клетке?

В чем заключается различие между ПО и ЭО?

Какова их взаимная зависимость?

В чем заключается единство ПО и ЭО?

4.    Виды обмена веществ. Регуляция обмена веществ. Рассказ учителя. Работа учащихся с материалом учебника на с. 191—193. Беседа-обсуждение при заполнении таблицы «Виды обмена веществ и энергии в клетке». Словарная работа: «заменимые аминокислоты», «незаменимые аминокислоты», «полноценные белки», «неполноценные белки».

Виды обмена веществ и энергии в клетке

Значение для организма

Вид обмена веществ

человека

Обмен воды и минеральных веществ (водно-солевой обмен)

Обмен белков

Обмен жиров

Обмен углеводов

5.    Нормы питания. Определение норм питания. Практическая работа «Определение норм рационального питания». (Рассказ учителя с использованием материалов ЦОР.)

II.    Рефлексия. Обобщение и закрепление знаний

1.    Фронтальная беседа по вопросам.

1)    Какие процессы происходят в клетке?

2)    Что является внешним проявлением жизненных процессов?

3)    Что получает организм из внешней среды?

4)    Какие признаки живого вы знаете?

5)    Какие вещества выделяются организмом во внешнюю среду?

6)    Что называется пластическим обменом в организме?

7)    Что осуществляется за счет пластического обмена?

8)    В чем суть энергетического обмена? Какова его биологическая роль?

9)    Что называют обменом веществ и энергии?

2.    Выполнение заданий ЦОР.

3.    Обсуждение вопросов рубрики «Проверьте свои знания» на с. 195 учебника.

4.    Обобщение изученного на уроке материала: «Что нового сегодня узнали на уроке?» Формулирование выводов. (См. с. 195 учебника.)

III.    Домашнее задание

Изучить материал учебника на с. 189—193. Составить план изложения текста учебника. Прочитать дополнительный материал на с. 193—194 учебника. Подготовить сообщение на тему «Из истории открытия витаминов».

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 04.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar