Главная» 9 класс » Биология

План конспект по биологии 9 класс Урок 42 Витамины
04.10.2016, 13:07

Урок 42 Витамины

Цель урока: сформировать представление о витаминах, авитаминозах, нормах рационального питания.

Задачи урока: разъяснить, что такое витамины, раскрыть их роль в обмене веществ; охарактеризовать значение основных витаминов и содержание их в продуктах питания; обосновать условия сохранения витаминов в пище и правила приема витаминных препаратов.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—    определение понятия «витамины»;

—    значение витаминов и историю их открытия;

—    основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся.

Учащиеся должны уметь:

—    объяснять биологическую роль витаминов в обмене веществ;

—    использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики авитаминозов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—    работать с учебником, рабочей тетрадью, материалами ЦОР, с научно-популярной литературой;

—    находить и анализировать источники биологической информации и грамотно излагать ее своим товарищам;

—    осваивать познавательные, коммуникативные и регулятивные учебные действия;

—    использовать некоторые методические приемы и формы организации обучения, способствующие качественному усвоению материала и развитию мышления.

Личностные результаты обучения:

—    познавательный интерес к изучаемой теме о витаминах в силу ее практической значимости в жизни человека.

Основные виды деятельности учащихся:

—    называют основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся;

—    объясняют биологическую роль витаминов в обмене веществ;

—    используют приобретенные знания для соблюдения мер профилактики авитаминозов;

—    развивают учебные навыки работы с книгой, находят в тексте учебника и других источниках (СМИ, Интернет) необходимую биологическую информацию.

Тип урока: комбинированный.

Средства обучения: учебник; рабочая тетрадь; дидактические карточки-задания; компьютер; набор ЦОР.

Ход урока

Первый вариант проведения урока

I. Проверка знаний

1.    Опрос «Цепочка» по вопросам и заданиям рубрики «Проверьте свои знания» на с. 195 учебника.

2.    Индивидуальный опрос по дидактическим карточкам-заданиям.

3.    Обсуждение результатов практической работы «Определение норм рационального питания». Формулирование выводов.

4.    Выполнение заданий 171—174 рабочей тетради и их проверка.

II.    Изучение нового материала

1.    Вступительное слово учителя о питании человека, компонентах питания и присутствии витаминов в пище. Знакомство с темой и задачами урока, планом работы.

2.    Содержание витаминов в продуктах питания. Работа с материалом ЦОР.

3.    История открытия витаминов. Заранее подготовленное сообщение учащегося. Словарная работа: «витамины».

4.    Витамины. Основные группы витаминов. Роль витаминов в организме, их влияние на жизнедеятельность человека. Работа с материалом учебника, с. 197—199. Заполнение таблицы «Витамины» и ее обсуждение.

Витамины

Нарушения В каких

Название ПРодукты' Суточная    "ри    случаях

богатые норма,

витамина    недостатке рекоменду-

витамином мг    витамина    ется 19

3. Тренировочные задания на с. 113—115 рабочей тетради (под копирку, оригинал сдается учителю) и проверка их выполнения по «ключу» на доске или кодоскопе).

IV. Домашнее задание

Изучить материал учебника на с. 196—199. Выполнить задания 175, 176 рабочей тетради. Подготовиться к защите творческих работ (см. с. 296 учебника, пункты 18—21).

Второй вариант проведения урока

Урок-путешествие «Чудесные вещества».

Тип урока: комбинированный.

Средства обучения: учебник; рабочая тетрадь; препараты витаминов (упаковки); таблички с названиями «станций»; «маршрут» (план урока); компьютер; набор ЦОР.

Ход урока

I.    Вступительное слово учителя

Учитель выступает в роли гида-экскурсовода. Он знакомит учащихся с темой урока, формой его проведения, задачами: «В ходе путешествия вы должны получить ответы на интересующие вас вопросы на страницах 199—200 учебника рубрики «Проверьте свои знания». Посмотрите на «маршрут» путешествия — это план урока и порядок изучения нового материала». Учитель объясняет учащимся, как необходимо работать и оценивать знания: теоретические (выступления (рассказы) своих товарищей, ответы на вопросы, дополнения и т. д.), практические (тестирование, биологический диктант, выполнение и оформление, а также представление результатов практической работы «Определение норм рационального питания»). Для изучения нового материала учащиеся могут использовать учебник, материалы ЦОР, рабочую тетрадь.

II.    Изучение нового материала

1. Примерный ход путешествия по избранному «маршруту», от «станции» к «станции».

Первая «станция» — «НИИ». Учащиеся — «работники НИИ». Рассказ о смысле слова «витамины», об истории открытия витаминов и их значении.

(При подготовке используются материалы ЦОР, дополнительный материал и т. д.)

Вторая «станция» — «Аптека. Фармацевты». Учащиеся — «фармацевты». Костюмированное представление витаминов: А, В, С, D, РР, Е, K и др. На костюмах, кроме названия и знака витамина, изображены овощи, фрукты, содержащие этот витамин. «Фармацевты» отвечают на вопросы учащихся о витаминах: какие продукты богаты этим витамином? Какую роль в организме он выполняет?

Третья «станция» — «Поликлиника». Учащиеся — «врачи» (терапевт, невролог и др.). Идет беседа о нарушениях и заболеваниях, вызванных недостатком данного витамина; в каких случаях рекомендуется его употребление; правила его приема.

Четвертая «станция» — «Диетолог». Знакомство с суточными нормами потребления витаминов, нормами рационального питания, обсуждение вопросов о здоровом образе жизни.

Пятая «станция» — «Кухня». «Повара» объяснят, как нужно готовить пищу, чтобы в ней максимально сохранялись витамины, дадут рецепты витаминных блюд.

2. Практическая работа «Определение норм рационального питания». Заполнение таблицы «Витамины» (см. первый вариант проведения урока).

III. Рефлексия. Обобщение и закрепление знаний

1.    Устная беседа по вопросам и заданиям 1—14 рубрики «Проверьте свои знания» на с. 199—200 учебника.

2.    Контроль усвоения материала — письменная работа.

Задание «Источник витаминов». (Работа на компьютере с тестом ЦОР.)

Биологический диктант. («Выберите правильный ответ». Можно записать варианты ответов на доске (список избыточный).)

Первый вариант вопросов для диктанта

1)    Источник энергии в организме человека.

2)    Самое энергетически ценное вещество.

3)    При пищеварении всасывается без расщепления.

4)    Биологически активные вещества.

5)    Обязательное наличие вещества в составе пищи человека.

6)    Участвуют в образовании ферментов при обмене веществ.

7)    Разрушается при кипячении.

8)    Отсутствие вещества вызывает цингу; отсутствие вещества вызывает паралич нервной системы, болезнь бери-бери.

9)    Отсутствие вещества вызывает пеллагру.

Второй вариант вопросов для диктанта

1)    Регулирует образование клеток крови — эритроцитов и тромбоцитов.

2)    Содержится в большом количестве в моркови, абрикосах, помидорах.

3)    Разрушается при длительном нагревании с доступом воздуха.

4)    Отсутствие витамина вызывает цингу.

5)    Отсутствие витамина вызывает паралич нервной системы, болезнь бери-бери.

Варианты ответов для диктанта.

а) витамин А    з) белки

6)    витамин В1    и) жиры

в)    витамин В2    к) углеводы

г)    витамин В6    л) минеральные    соли

д)    витамин В12    м) вода

е)    витамин С    н) витамин РР

ж)    витамин D

IV.    Заключительное слово учителя

V.    Домашнее задание (см. в первом варианте проведения урока)

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 04.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar