Главная» 9 класс » Биология

План конспект по биологии 9 класс Урок 44 Выделение. Строение и работа почек
04.10.2016, 13:07

Урок 44

Выделение. Строение и работа почек

Цель урока: сформировать представление о строении мочевыделительной системы, значении выделения продуктов обмена в окружающую среду.

Задачи урока: раскрыть особенности внешнего строения и локализации почек в организме; установить взаимосвязь строения почек с выполняемой функцией; воспитывать сознательное отношение к своему здоровью, соблюдению правил личной гигиены.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— особенности строения и значение мочевыделительной системы;

—    особенности строения и работы нефрона, его роль в образовании мочи;

—    отличие первичной мочи от вторичной;

—    механизм регуляции работы почек.

Учащиеся должны уметь:

—    распознавать на таблицах основные органы выделительной системы человека, называть и описывать их;

—    раскрывать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ;

—    устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов выделения и кровеносной системой;

—    использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболевания выделительной системы, профилактики вредных привычек;

—    анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья органов выделения и прежде всего естественного фильтра организма — почек;

—    объяснять, почему заболевания почек оказывают очень серьезное влияние на здоровье человека;

—    обосновывать необходимость соблюдения гигиены почек.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—    работать с учебником, рабочей тетрадью, материалами ЦОР, с научно-популярной литературой;

—    находить и анализировать источники биологической информации и грамотно излагать ее своим товарищам;

—    осваивать познавательные, коммуникативные и регулятивные учебные действия;

—    использовать некоторые методические приемы и формы организации обучения, способствующие качественному усвоению нового материала и развитию мышления.

Личностные результаты обучения:

—    развитие познавательного интереса к данной теме;

—    развитие мотивации к изучению вопросов сохранения здоровья человека.

Основные виды деятельности учащихся:

—    называют органы выделения человека, их функции;

—    характеризуют микроскопическое строение почки, двойное кровоснабжение почечных канальцев, работу нефрона как естественного фильтра организма человека, образование мочи;

—    раскрывают роль выделения продуктов обмена веществ из организма, сущность биологического процесса выделения;

—    устанавливают взаимосвязь между кровеносной и выделительной системами;

—    сравнивают состав первичной и вторичной мочи и особенности ее образования;

—    разъясняют механизм регуляции деятельности органов выделения: почек, мочеточников, мочевого пузыря;

—    распознают на таблицах органы выделения человека;

—    соблюдают правила поведения в кабинете биологии.

Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала.

Средства обучения: учебник; рабочая тетрадь; наглядные пособия, иллюстрирующие строение выделительной системы человека, эволюцию органов выделения и вредное влияние алкоголя на организм человека; модель почки; препараты (желатинированные); микроскоп; микропрепараты; компьютер; набор ЦОР.

Ход урока

Какие особенности строения мочевыделительной системы обеспечивают избирательное выведение из организма продуктов обмена веществ?

I.    Анализ результатов тестовой контрольной работы по темам «Пищеварительная система», «Обмен веществ»

II.    Изучение нового материала

1.    Актуализация знаний о выделительной системе хордовых животных, ее эволюции. Беседа с использованием наглядных пособий, кодограмм.

2.    Выделение. Органы, выделяющие продукты обмена веществ из организма. Работа с материалом учебника на с. 201 и материалами ЦОР. Задание: «Запишите в тетрадь определение понятия «выделение», используя материалы ЦОР. Выполните задание 177 рабочей тетради». Беседа по вопросам: какие органы выводят продукты обмена из организма? Что они выделяют? Заполнение таблицы «Органы, участвующие в процессе выделения».

Органы, участвующие в процессе выделения

Название    Вещества,

органа    удаляемые из организма

Почки

Органы дыхания

Кожа

3.    Строение мочевыделительной системы.

Работа с материалами ЦОР, с текстом и рисунками учебника на с. 201. Обсуждение заполнения таблицы.

4.    Строение почек. Строение нефрона. Самостоятельная работа с материалом учебника на с. 201—202. Работа с материалами ЦОР. Выполнение задания 178 рабочей тетради, его проверка. Беседа по вопросам 4—6 рубрики «Проверьте свои знания» на с. 206 учебника. Задание: «Покажите на таблицах, муляжах, модели структурные образования мочевыделительной системы, почек и нефрона, назовите их».

5.    Образование мочи. Работа учащихся с материалами ЦОР. Рассказ учителя с использованием рисунка учебника на с. 203. Обсуждение главного вопроса урока и вопроса: почему почки называют биологическим фильтром?

6.    Различия между первичной, вторичной мочой и кровью. Поисковая работа учащихся с текстом на с. 203—204 учебника. Заполнение таблицы «Состав крови и мочи». Беседа-обсуждение результатов работы.

Состав крови и мочи

Моча

Кровь    Плазма крови

первичная вторичная 20

нов; б) разделение веществ (обратное всасывание в кровь нужных организму веществ и выведение веществ, которые не нужны органам, с вторичной мочой).

8.    Регуляция деятельности почек. Работа с материалами ЦОР. Работа учащихся с материалом на с. 204 учебника. Обсуждение вопроса 8 рубрики «Проверьте свои знания» на с. 206 учебника.

9.    Строение и функции мочевого пузыря, мочеточников. Регуляция их деятельности. Работа с материалом на с. 204 учебника и материалами ЦОР. Беседа по вопросам 10, 11 рубрики «Проверьте свои знания» на с. 206 учебника.

III.    Рефлексия. Обобщение и закрепление знаний

1.    Фронтальная беседа по вопросам рубрики «Проверьте свои знания» на с. 206 учебника.

2.    Работа с тренировочными заданиями на с. 118—119 рабочей тетради (с копировальной бумагой, оригинал сдается на проверку учителю).

3.    Формулирование выводов по теме урока.

IV.    Домашнее задание

Изучить материал учебника на с. 201—204. Составить план ответов на вопросы о строении и значении органов выделения, об образовании мочи, регуляции деятельности мочевыделительной системы. Выполнить задания 179—181 в рабочей тетради.

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 04.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar