Главная» 9 класс » Биология

План конспект по биологии 9 класс Урок 51 Рефлекторная деятельность нервной системы
04.10.2016, 13:09

Урок 51

Рефлекторная деятельность нервной системы

Цель урока: сформировать представление о высшей нервной деятельности человека, ее рефлекторных основах.

Задачи урока: раскрыть понятие «высшая нервная деятельность»; объяснить рефлекторную теорию поведения, особенности врожденных и приобретенных форм поведения; обобщить знания о рефлексах, рефлекторной дуге и характере деятельности нервной системы; охарактеризовать роль русских ученых — И. М. Сеченова и И. П. Павлова — в создании учения о высшей нервной деятельности человека.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—    определения понятий «высшая нервная деятельность», «рефлекс», «безусловный рефлекс», «условный рефлекс», «рефлекторная дуга», «торможение», «инстинкт», «навыки», «потребности организма»;

—    вклад И. М. Сеченова и И. П. Павлова в изучение высшей нервной деятельности, становление науки о психике человека;

—    роль головного мозга в обеспечении высшей нервной деятельности;

—    особенности высшей нервной деятельности человека, ее значение в восприятии окружающей среды;

—    отличие условных рефлексов от безусловных;

—    биологическое значение условных рефлексов, методику и механизм их образования;

—    формы поведения человека, их особенности;

—    характер деятельности нервной системы человека.

Учащиеся должны уметь:

—    раскрывать сущность и значение безусловных и условных рефлексов;

—    объяснять роль безусловных рефлексов в развитии врожденных форм поведения, причины приобретенных форм поведения;

—    характеризовать особенности работы головного мозга человека, сущность регуляции жизнедеятельности организма, а также поведение человека и его рефлекторную теорию; роль условного торможения;

—    составлять схемы условных и безусловных рефлексов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—    работать с учебником, рабочей тетрадью, материалами ЦОР, научно-популярной литературой;

—    находить и анализировать источники биологической информации и грамотно излагать ее одноклассникам; осваивать познавательные, коммуникативные и регулятивные учебные действия;

—    использовать некоторые методические приемы и формы организации обучения, способствующие качественному усвоению нового материала и развитию мышления учащихся.

Личностные результаты обучения:

—    познавательный интерес к раскрытию основ высшей нервной деятельности и поведения человека;

—    чувство гордости за отечественную науку, ее фундаментальные достижения в области открытия основ высшей нервной деятельности человека;

—    ответственное отношение к учению, готовность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению.

Основные виды деятельности учащихся:

—    раскрывают сущность понятий «высшая нервная деятельность», «безусловные рефлексы», «условные рефлексы», «инстинкт», «навыки», «торможение», «потребности организма»;

—    определяют роль безусловных и условных рефлексов в формировании различных форм поведения человека;

—    сравнивают условные и безусловные рефлексы;

—    характеризуют роль безусловно-рефлекторной деятельности головного мозга в осуществлении врожденной программы поведения, психическую деятельность человека как функцию мозга;

—    характеризуют вклад отечественных ученых в изучение высшей нервной деятельности человека, его психики и форм поведения;

—    составляют схемы рефлекторных дуг и торможения;

—    работают с различными источниками информации, составляют конспекты-схемы.

Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала.

Средства обучения: учебник; рабочая тетрадь; наглядные пособия, иллюстрирующие механизм возникновения рефлекса, строение рефлекторной дуги, строение головного мозга человека; компьютер; материалы ЦОР.

В чем смысл рефлекторной теории поведения? Чем отличается поведение человека от поведения млекопитающих?

I. Проверка знаний

1.    Обсуждение выполнения задания 194 рабочей тетради.

2.    Фронтальный устный опрос по вопросам и заданиям рубрики «Проверьте свои знания» на с. 230—231 учебника с комментированием и дополнениями ответов.

3.    Проверочная работа по вариантам.

II. Изучение нового материала

1.    Повторение знаний о рефлексах, рефлекторной дуге, рефлекторном принципе работы нервной системы, об анализаторах. Беседа с использованием наглядных пособий, рисунка учебника на с. 57. Вопросы для беседы: что такое рефлекс? Кем предложен этот термин? Что такое рефлекторная дуга? Каковы ее составляющие? Какой принцип положен в основу нервной регуляции организма человека?

2.    Высшая нервная деятельность — основа поведения человека. Введение в тему. Словарная работа: «высшая нервная деятельность». Работа с материалом на с. 232 учебника. Обсуждение вопроса: что вы узнали из прочитанного текста о высшей нервной деятельности?

3.    Рефлекторная деятельность нервной системы. Рефлекс — основа нервной деятельности. Виды и классификация рефлексов. История учения о рефлекторном принципе деятельности организма. Рассказ учителя. Поисковая работа с материалом учебника на с. 232—234. Выполнение заданий 195—197 рабочей тетради и их проверка в ходе беседы по вопросам: что такое рефлекс? Что помогает человеку быстро реагировать на воздействия внешней среды? Что лежит в основе этих реакций? Какие науки изучают деятельность мозга?

4.    Безусловные и условные рефлексы, их характеристика. Виды и классификация рефлексов. Роль рефлексов в приспособлении к условиям жизни. Рассказ учителя. Самостоятельная поисковая работа учащихся с материалами ЦОР, с текстом и схемами на с. 234—238 учебника, а также с таблицей «Сравнительная характеристика безусловных и условных рефлексов» на с. 236 учебника. Составление схемы «Классификация условных рефлексов», выполнение задания 198 рабочей тетради и его проверка. Беседа по вопросам 1—3 рубрики «Проверьте свои знания» на с. 241 учебника.

5.    Выработка условных рефлексов. Роль рефлексов в приспособлении к условиям жизни. Рассказ учителя с привлечением текста учебника и схемы на с. 237—238.

6.    Торможение, его виды и значение. Закон доминанты. Рассказ учителя с привлечением текста учебника и схемы на с. 238—240. Работа с материалами ЦОР «Торможение. Виды торможения». Выполнение заданий 200—203 рабочей тетради с последующим обсуждением. Заполнение таблицы.

Виды торможения Вид    Характерные

Примеры    Значение

торможения признаки 21

Формы поведения

Врожденные    Приобретенные

формы поведения    формы поведения

Безусловный рефлекс —    Условный рефлекс —

это ... (определение,    это реакция ... (определение,

примеры)    примеры)

Инстинкты — это ...    Стереотип динамический —

(определение, примеры)    это ... (определение)

Запечатление —    Навык —

это ... (определение)    это ... (определение)

Привычка —

это ... (определение)

Рассудочная деятельность — это ... (определение)

III.    Рефлексия. Обобщение и закрепление знаний

1.    Фронтальное обсуждение вопросов рубрики «Проверьте свои знания» на с. 241 учебника с комментированием ответов и дополнениями учителя.

2.    Составление схем слюноотделительного рефлекса: безусловного (врожденного) и условного (приобретенного). Работа выполняется в тетрадях и на доске.

3.    Формулирование (или чтение) выводов (см. с. 241 учебника).

IV.    Домашнее задание

Изучить материал учебника на с. 232—241. Ответить на вопросы и выполнить задания рубрики «Проверьте свои знания» на с. 241 учебника, невыполненные на уроке. Отработать задания 195—204 рабочей тетради. Подготовить сообщения на темы: «И. М. Сеченов — исследователь рефлекторного характера работы головного мозга», «И. П. Павлов и его исследования высшей нервной деятельности», «Работы А. А. Ухтомского и П. К. Анохина» (см. с. 239—241 учебника). Выучить определения понятий и терминов по теме.

С целью обеспечения качественного усвоения материала о рефлекторной деятельности нервной системы и при наличии учебного времени изучение темы «Торможение, его виды и значение» целесообразно провести на отдельном уроке (см. ниже).

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 04.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar