Главная» 9 класс » Биология

План конспект по биологии 9 класс Урок 52 Торможение, его виды и значение
04.10.2016, 13:09

Урок 52

Торможение, его виды и значение

Цель урока: сформировать представление о внешнем и внутреннем торможении и его значении в высшей нервной деятельности человека.

Задачи урока: обобщить знания учащихся о безусловных и условных рефлексах, раскрыть физиологическую природу и роль различных видов торможения; охарактеризовать торможение условных рефлексов как приспособление организма к различным условиям жизни; объяснить взаимосвязь процессов возбуждения и торможения.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—    физиологическую природу торможения и его виды;

—    особенности внешнего и внутреннего торможения, их примеры;

—    роль торможения в поведении животных и человека.

Учащиеся должны уметь:

—    давать определение понятия «торможение» и раскрывать его роль в поведении;

—    объяснять природу различных видов торможения;

—    характеризовать торможение условных рефлексов как приспособительную реакцию организма к различным условиям жизни;

—    показывать взаимосвязь процессов возбуждения и торможения.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—    работать с учебником, рабочей тетрадью, материалами ЦОР, научно-популярной литературой;

—    находить и анализировать источники биологической информации и грамотно излагать ее одноклассникам;

—    осваивать познавательные, коммуникативные и регулятивные учебные действия;

—    использовать некоторые методические приемы и формы организации обучения, способствующие качественному усвоению нового материала и развитию мышления учащихся.

Личностные результаты обучения:

—    познавательный интерес к раскрытию основ высшей нервной деятельности и поведения человека;

—    чувство гордости за отечественную науку, ее фундаментальные достижения в области открытия основ высшей нервной деятельности человека;

—    ответственное отношение к учению, готовность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению.

Основные виды деятельности учащихся:

—    объясняют природу торможения, его роль в поведении человека и животных;

—    называют виды торможения, их характерные признаки;

—    характеризуют особенности внешнего и внутреннего торможения, приводят примеры;

—    соблюдают правила техники безопасности при работе в кабинете биологии.

Тип урока: комбинированный.

Средства обучения: учебник; рабочая тетрадь; портреты И. М. Сеченова и И. П. Павлова; наглядное пособие, иллюстрирующее строение головного мозга человека; компьютер; набор ЦОР.

Ход урока

В чем биологическая роль торможения?

I. Проверка знаний

1.    Словарный диктант: «рефлекс», «безусловный рефлекс», «условный рефлекс», «рефлекторная дуга», «инстинкт», «навыки», «высшая нервная деятельность», «стереотип», «запечатление», «поведение».

2.    Опрос «Цепочка» по вопросам и заданиям 1—8 рубрики «Проверьте свои знания» на с. 240—241 учеб ника.

3.    Решение задач-заданий на определение форм и вида рефлекса. (Задания на карточках для работы в паре, группе или индивидуально. При организации

взаимопроверки привлекаются консультанты-эксперты из числа подготовленных к этому учащихся. Беседа по результатам работы.)

Примеры заданий

1)    Грудной ребенок при виде бутылочки с молоком чмокает губами; у человека при ощущении запаха и виде разрезанного лимона выделяется слюна; человек, желая знать, который час, смотрит на руку, где были до этого часы, хотя он забыл их дома. Объясните эти явления, определите форму и вид рефлекса. Изобразите на доске схему рефлекторной дуги одного из примеров рефлекса.

2)    Собака научилась выполнять команду «Служи!»; ребенку впервые показали лимон (апельсин), он потянулся руками к этому яркому и красивому предмету, но пищевой слюноотделительной реакции не наблюдалось, в то же время у его мамы даже упоминание об этих фруктах вызвало обильное слюноотделение и т. п.

II. Изучение нового материала

1.    Торможение рефлексов, его физиологическая природа. Виды торможения. Работа с фрагментом ЦОР. Поисковая работа с текстом учебника на с. 238. Словарная работа: «торможение», «внешнее торможение», «внутреннее торможение». Беседа по результатам работы.

2.    Безусловное торможение, его виды и образование. Влияние безусловного торможения на поведение человека. Рассказ учителя с привлечением материалов ЦОР. Работа по заполнению таблицы «Виды торможений». Беседа о видах безусловных торможений, их физиологической природе и роли в поведении человека.

Виды торможений Вид    Характерные

Примеры    Значение

торможения признаки 22

териалами ЦОР. Рассказ-дополнение учителя. Продолжение заполнения таблицы «Виды торможений». Беседа-обсуждение.

4.    Образование условного торможения. Закон доминанты. Работы А. А. Ухтомского и П. К. Анохина. Работа учащихся на компьютере с материалами ЦОР. Словарная работа: «доминанта». Практическая работа или демонстрация выработанного условного рефлекса у животного: хомяка, морской свинки или других животных. При необходимости можно использовать свои примеры и пояснить их.

Задания для практической работы или демонстрации

1)    Выпустить животное на стол, дать откусить яблоко, постукивать по столу в ритме жевательных движений животного; съев яблоко, животное перестало жевать; постучать пальцами по столу в том же ритме. Какая будет реакция животного?

2)    В установившейся тишине сказать несколько фраз (животное жует пищу); погладить животное (продолжает жевать). Почему в обоих случаях животное продолжает жевать пищу? Вывод: присутствует сильный раздражитель. Какой? Как закрепить торможение выработанного рефлекса?

Работа с животными в процессе обучения разрешается при наличии в школе «Живого уголка», при наличии документа о состоянии здоровья животных. В случае отсутствия таковых условий работу с животными можно заменить решением практических задач на основе примеров из жизни учащихся.

5.    И. М. Сеченов о торможении рефлексов и их роли в работе мозга. Роль торможения в деятельности человека, его поведении и психике. Рассказ учителя.

6.    Возбуждение и торможение — взаимосвязанные процессы, регулирующие работу нервной системы и органов. Приспособительный характер поведения человека. Рассказ учителя с элементами беседы. Работа учащихся с материалами мультимедийного приложения ЦОР. Об-суж дение заданий.

III.    Рефлексия. Обобщение и закрепление знаний

1.    Беседа по вопросам 9, 10 рубрики «Проверьте свои знания» на с. 234 учебника.

2.    Работа со схемой безусловного торможения условного рефлекса на с. 232 учебника. (На доске изобразить схему дуги условного слюноотделительного рефлекса в помощь объяснению рисунка учебника.)

3.    Выполнение задания 162 рабочей тетради. Обсуждение работы.

4.    Решение задач-заданий.

1)    Собака грызла кость, вдруг появилась кошка. Как изменилось поведение собаки и чем это можно объяснить?

2)    Все мы с удовольствием наблюдаем за дрессированными животными в цирке. Что является основой дрессировки животных? Можно ли дрессировать человека?

3)    Как связаны дрессировка и тренировка условного торможения?

4)    Животное реагирует на голос хозяина. Объясните это явление.

5)    Ребенок плачет. Ему показывают красивую, яркую игрушку. Что произойдет?

IV.    Домашнее задание

Изучить материал учебника на с. 232—240. Выполнить задания 203, 204 рабочей тетради.

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 04.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar