Главная» 9 класс » Биология

План конспект по биологии 9 класс Урок 53 Бодрствование и сон
04.10.2016, 13:10

Урок 53

Бодрствование и сон

Цель урока: сформировать представление о биологических ритмах, физиологических основах сна и сновидений, значении сна, о роли гигиены сна для отдыха нервной системы.

Задачи урока: разъяснить физиологическую сущность бодрствования и сна как биологических ритмов организма, природу сна и сновидений, цикличность сна; показать значение биоритмов в нормальном функционировании мозга; раскрыть необходимость соблюдения правил гигиены сна.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—    значение сна для человека и причины его продолжительности;

—    циклы, фазы сна, их характеристики;

—    правила гигиены сна.

Учащиеся должны уметь:

—    разъяснять физиологическую сущность сна, природу сна и сновидений;

—    раскрывать значение сна для нормального функционирования мозга;

—    давать характеристику фаз сна;

—    доказывать необходимость соблюдения правил гигиены сна.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—    работать с учебником, рабочей тетрадью, материалами ЦОР, научно-популярной литературой;

—    находить и анализировать источники биологической информации и грамотно излагать ее одноклассникам;

—    осваивать познавательные, коммуникативные и регулятивные учебные действия;

—    использовать некоторые методические приемы и формы организации обучения, способствующие качественному усвоению нового материала и развитию мышления учащихся.

Личностные результаты обучения:

—    познавательный интерес к раскрытию физиологических основ сна и сновидений, их значения для нормального функционирования головного мозга и нервной системы, всего организма человека;

—    чувство гордости за отечественную науку, ее фундаментальные достижения в области открытия основ высшей нервной деятельности человека, в том числе биологических ритмов деятельности головного мозга;

—    ответственное отношение к учению, готовность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению с учетом направленности на знание основ здорового образа жизни, сохранения здоровья.

Основные виды деятельности учащихся:

—    раскрывают значение сна для нормального функционирования мозга человека, причины его продолжительности;

—    разъясняют физиологическую сущность сна и сновидений;

—    называют виды сна, его периоды (фазы), характеризуют их особенности;

—    обосновывают необходимость соблюдения правил гигиены сна;

—    объясняют причины расстройства сна, вред от беспорядочного использования снотворных препаратов; характеризуют действие снотворного на психическую и рассудочную деятельность головного мозга.

Тип урока: комбинированный.

Средства обучения: учебник; рабочая тетрадь; наглядные пособия, иллюстрирующие строение нервной системы и головного мозга человека; пример электроэнцефалограммы сна человека; компьютер; набор ЦОР.

Ход урока

I Совместима ли полноценная психическая и рассудочная деятельность с нарушением сна?

I. Проверка знаний

1.    Устный опрос по вопросам и заданиям рубрики «Проверьте свои знания» на с. 240—241 учебника.

2.    Работа у доски.

1)    Заполнить таблицу «Формы поведения» и объяснить ее.

2)    Выполнить задания 199, 200 рабочей тетради и объяснить их.

3.    Фронтальный опрос-разминка по вопросам и заданиям: что такое безусловное торможение? Каковы его виды и значение? Какое торможение называют условным? В чем его сущность и значение? Приведите примеры. Как можно закрепить торможение условного рефлекса? Назовите формы поведения: врожденные, приобретенные. На чем основана дрессировка животных? Можно ли дрессировать человека? Как вы считаете, человека дрессируют или воспитывают?

4.    Групповая работа с задачами-заданиями.

1) Мама-птица подлетает к гнезду, птенцы раскрывают клюв. Схватив пищу, птенец поворачива-

ется к матери хвостом (к примеру, у ласточек). Назовите форму поведения. Ответ поясните.

2)    Собака становилась на задние лапы, выпрашивая лакомство. Но вдруг она стала так же выпрашивать прогулку, хотя ее этому не учили. Объясните поведение животного.

3)    Как приучить утят следовать за курицей?

4)    Урок технологии в школе. Девочки шьют, одна из них гладит вещь утюгом. Вдруг раздается резкий звук сирены. Все устремляются к окну, бросив работу и включенный утюг. Что произошло? Чем вызвано такое поведение?

5)    Малышу делала уколы медсестра в белом халате. Он всегда плакал при ее появлении. Уколы закончились, но рефлекс остался. Однако со временем люди в белых халатах не будут вызывать плач у ребенка. Объясните почему.

5. Работа с заданиями ЦОР. (Эти задания может выполнять одна из групп. Работа с копировальной бумагой, взаимоконтроль после сдачи оригинала ответов учителю.)

II. Изучение нового материала

1.    Биологические ритмы, их влияние на жизнь человека. Рассказ учителя с привлечением материалов ЦОР. Беседа о ритмах в жизни человека, их роли в приспособлении организма к условиям жизни.

2.    Смена дня и ночи — причина чередования бодрствования и сна. Работа головного мозга в период бодрствования и во время сна, ее изменения. Рассказ учителя с элементами беседы о наблюдениях учащихся за состоянием и изменениями организма в течение суток, при смене времен года, при переходе с летнего времени на зимнее и наоборот. Словарная работа: «бодрствование», «сон».

3.    Сон, физиологическая сущность (природа) сна. Виды сна. Физиологические изменения во время сна. Рассказ учителя с привлечением материалов ЦОР. Работа с материалом учебника на с. 242—244. Заполнение таблицы «Виды сна». Беседа: почему мы спим? Что происходит с организмом во время сна? Какие виды сна известны науке?

Характерные признаки

Период сна

и причины

4.    Значение сна. Характеристика сна, его цикличность и фазы (периоды). Рассказ учителя с элементами беседы. Самостоятельная работа учащихся с материалом учебника на с. 242—244, электроэнцефалограммой; материалами ЦОР. Заполнение таблицы «Периоды (фазы) сна». Выполнение задания 207 рабочей тетради и его проверка. Беседа по вопросам и заданиям: действительно ли во время сна прекращается жизнедеятельность организма? Рассмотрите электроэнцефалограммы на с. 242 учебника или предложенные учителем. Сделайте вывод об уровне активности мозга во время сна, о глубине и периодичности сна. Продолжить заполнение таблицы «Периоды (фазы) сна».

Периоды (фазы) сна

Период сна    Характерные особенности

Медленный сон Быстрый (глубокий) сон 23 24 25

IV. Домашнее задание

Изучить материал учебника на с. 242—245. Подготовить сообщения на темы: «Нарушения и расстройства сна», «Гипноз и его значение», «Сновидения. Вещие сны».

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 04.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar