Главная» 9 класс » Биология

План конспект по биологии 9 класс Урок 55 Познавательные процессы и интеллект. Память
04.10.2016, 13:10

Урок 55

Познавательные процессы и интеллект. Память

Цель урока: сформировать представление о познавательных процессах деятельности головного мозга, характерных чертах интеллекта, об особенностях памяти человека, способах сохранения и улучшения памяти, об организации учебного труда школьников.

Задачи урока: познакомить учащихся с видами познавательных процессов, характерными чертами и категориями интеллекта, типами и видами памяти, правилами тренировки памяти; обосновать необходимость соблюдения правил гигиены умственного труда.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— виды познавательных процессов, их сущность и значение в обеспечении нормальной деятельности мозга человека;

—    определение понятия «интеллект», его характерные черты и категории (классификация);

—    определение понятия «память» и роль памяти в процессе познания;

—    физиологические основы памяти, ее типы и виды;

—    способы улучшения памяти, причины ее расстройства; правила гигиены умственного труда учащихся.

Учащиеся должны уметь:

—    объяснять сущность понятий «ощущение», «восприятие», «воображение», «память», «наблюдение», «интеллект»;

—    характеризовать черты и категории интеллекта, типы и виды памяти;

—    сравнивать наблюдение и простое восприятие; способности и одаренность; память долговременную и память кратковременную;

—    доказать, что рассудочная деятельность — это высшая форма приспособления к условиям среды.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—    работать с учебником, рабочей тетрадью, материалами ЦОР, научно-популярной литературой; находить и анализировать источники биологической информации, вести поиск ответов на вопросы в тексте учебника, готовить сообщения и грамотно излагать их одноклассникам;

—    осваивать познавательные, коммуникативные и регулятивные учебные действия;

—    использовать некоторые методические приемы и формы организации обучения, способствующие качественному усвоению нового материала и развитию мышления учащихся.

Личностные результаты обучения:

—    познавательный интерес к изучению процессов познавательной деятельности человека, его интеллекта и памяти, их физиологической природы;

—    ответственное отношение к учению, готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению с учетом познавательных интересов, направленных на развитие своего интеллекта, способностей, памяти, а также на поиск путей их улучшения, организацию своего учебного процесса.

—    называют виды познавательных процессов, раскрывают их сущность и роль в нормальной работе головного мозга человека, психической деятельности и поведении;

—    объясняют сущность и природу понятий «интеллект», «память»;

—    характеризуют черты и категории интеллекта, типы и виды памяти, их физиологические основы;

—    сравнивают наблюдение с восприятием, одаренность со способностями, долгосрочную память с краткосрочной;

—    доказывают необходимость сохранения и улучшения памяти;

—    соблюдают правила гигиены умственного труда.

Тип урока: комбинированный.

Средства обучения: учебник; рабочая тетрадь; компьютер; набор ЦОР; наглядные пособия «Нервная система», «Головной мозг человека»; пример электроэнцефалограммы сна человека.

Ход урока

I. Проверка знаний

1.    Устный опрос по вопросам и заданиям рубрики «Проверьте свои знания» на с. 247 учебника с комментированием и дополнениями ответов учащимися.

2.    Выполнение тестовых заданий.

3.    Заполнение на доске таблиц «Фазы мышления», «Уровни сознания», «Уровни ВНД» и их проверка.

II. Изучение нового материала

1.    Познавательные процессы. Рассудочная деятельность — высшая форма приспособления к условиям среды. Рассказ учителя. Поисковая работа с материалом учебника на с. 248—249. Заполнение таблицы «Виды познавательной деятельности». Обсуждение заполнения таблицы.

2.    Интеллект, его характерные черты и категории. Рассказ учителя. Самостоятельная работа учащихся с материалом учебника на с. 249—251.

Познавательные процессы    Функции

Ощущение

Восприятие

Воображение

Память

Мышление

Выполнение заданий 213, 214 рабочей тетради, их обсуждение. Беседа по вопросам: что такое интеллект? Чем он характеризуется? Что такое способности? Какие категории интеллекта вы можете выделить?

3. Память, ее физиологические основы. Виды памяти. Приемы запоминания. Роль памяти в формировании мыслительной деятельности человека, его поведении. Влияние алкоголя, наркотиков на память человека. Рассказ учителя. Работа учащихся с материалом учебника на с. 252—255. Словарная работа: «память», «кратковременная память», «долговременная память», «энграмма», «консолидация». Беседа по вопросам и заданиям рубрики «Проверьте свои знания» на с. 256 учебника.

III.    Рефлексия. Обобщение и закрепление знаний

1.    Работа с заданиями ЦОР.

2.    Формулирование выводов по теме урока.

IV.    Домашнее задание

Изучить статьи «Познавательные процессы», «Память» на с. 248—251, 252—255 учебника. Подготовить творческие работы (сообщения, рефераты) на темы: «Образование и хранение памяти — консолидация», «Что влияет на память?», «Интеллект. Оценка и развитие интеллекта», «Как улучшить и развить свою память?», «Гигиена умственного труда школьника». Выполнение заданий 215—217 рабочей тетради.

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 04.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar