Главная» 9 класс » Биология

План конспект по биологии 9 класс Урок 58 Здоровье и влияющие на него факторы
04.10.2016, 13:12

Урок 58

Здоровье и влияющие на него факторы

Цели урока: сформировать представление о здоровье, индивидуальном здоровье, общественном (социальном) здоровье; показать факторы, влияющие на здоровье человека; продолжить формирование навыков соблюдения норм здорового образа жизни и правил личной гигиены.

Задачи урока: разъяснить содержание понятий «здоровье», «индивидуальное и общественное (социальное) здоровье»; познакомить с функциями и показателями здоровья, а также с факторами, определяющими здоровье и влияющими на него; продолжить развитие интереса к здоровому образу жизни как фактору, определяющему здоровье и долголетие; научить анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды и факторов риска на здоровье; объяснить значение соблюдения норм и правил личной гигиены.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—    определение понятия «здоровье»;

—    функции и показатели здоровья;

—    факторы, определяющие здоровье и влияющие на него, факторы риска.

Учащиеся должны уметь:

—    анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на собственное здоровье;

—    проводить наблюдения, объяснять и оформлять результаты, формулировать выводы.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—    работать с учебником, рабочей тетрадью, материалами ЦОР; находить и анализировать биологическую информацию в научно-популярной литературе и учебнике, вести поиск ответов на вопросы в тексте учебника, готовить сообщения и выступать с ними перед одноклассниками;

—    осваивать познавательные, коммуникативные и регулятивные учебные действия;

—    использовать некоторые методические приемы и формы организации обучения, способствующие качественному усвоению нового материала и развитию мышления учащихся;

—    давать определения понятий, составлять таблицы, вести наблюдения и объяснять их результаты;

—    выбирать в своих действиях и поступках ориентиры на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих.

Личностные результаты обучения:

—    познавательный интерес и мотивация, направленные на изучение основ сохранения здоровья, здорового образа жизни;

—    реализация установок здорового образа жизни.

—    определяют ведущие понятия темы урока;

—    объясняют значение факторов, сохраняющих здоровье и отрицательно влияющих на него, факторов группы риска;

—    называют функции и показатели здоровья, раскрывают основы закладки здоровья человека в будущем;

—    анализируют и оценивают влияние факторов окружающей среды и факторов риска на здоровье;

—    соблюдают санитарно-гигиенические нормы и технику безопасности при работе в кабинете биологии.

Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала.

Средства обучения: учебник; рабочая тетрадь; наглядное пособие, иллюстрирующее правила личной гигиены; компьютер; набор ЦОР.

Ход урока

Почему здоровье — нормальное функционирование организма, а забота о здоровье — обязательная составляющая культуры человека?

I. Изучение нового материала

1. Здоровье индивидуальное и общественное (социальное). Функции и показатели здоровья. Рассказ учителя. Работа учащихся с материалом учебника на с. 262—263. Словарная работа: «здоровье», «индивидуальное здоровье», «социальное здоровье». Беседа с учащимися по вопросам: что такое здоровье? Чем состояние «я здоров» отличается от состояния «я болен»? Как оценивалось здоровье в русской национальной культуре (былинах, пословицах, поговорках)? Какие существуют различия в определении здоровья одного человека и здоровья населения страны в целом? Комментарии и дополнения учителя. Работа с материалами ЦОР. Запись учащимися в тетрадях краткого конспекта, выводов.

Примерные тезисы конспекта

1) Здоровье определяется ВОЗ как «физическое, умственное и социальное благополучие... физическое и психическое состояние человека, которое дается ему через ощущения.» (можно добавить:

«...а не только отсутствие болезней и физических дефектов»).

2)    Здоровье — незаменимая ценность, так как на всех этапах истории развития человеческого общества от человека требовалась исключительная сила и выносливость, чтобы справиться с испытаниями в борьбе за существование. У героев русских былин и сказок физическая сила и выносливость сочетались с мудростью и добротой.

3)    Физическое развитие человека сопутствовало совершенству его интеллекта и развитию положительных качеств.

4)    Индивидуальное здоровье — это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений тела. Это осознание человеком своей ответственности и морального права на рождение и воспитание здорового ребенка. Это умение правильно распределять время, энергию и внимание между сферами своей жизнедеятельности.

5)    Общественное (социальное) здоровье — увеличение продолжительности жизни, повышение работоспособности, увеличение рождаемости и снижение смертности (в том числе детской), заболеваемости и травматизма; уровень физического развития людей.

Функции и показатели здоровья

1)    Биологические — размножение.

2)    Физиологические — дыхание, питание, кровообращение, выделение и т. д.

3)    Психические — восприятие, память, мышление.

4)    Социальные — трудоспособность, общественная активность.

Формулирование выводов.

2. Факторы, влияющие на здоровье. Работа учащихся с материалом на с. 262—263 учебника. Инструктаж по проведению практической работы «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье». Выполнение практической работы, представление ее результатов и выводов. Обсуждение вопросов: от каких факторов зависит состояние здоровья человека? Когда человек

может сам нанести вред своему здоровью? Какие факторы могут стать риском не только для здоровья, но и для жизни человека?

3. Здоровый образ жизни. Факторы, укрепляющие и сохраняющие здоровье. Работа учащихся с материалами ЦОР, их обсуждение. Самостоятельная работа с материалом учебника на с. 281—285. Заполнение таблицы «Факторы, влияющие на здоровье».

Задания для самостоятельной работы

1)    Изучив соответствующий материал учебника и дополнительные материалы, ответьте на вопросы рубрик и «Проверьте свои знания» на с. 282—283, 286 учебника.

2)    Выполните задания 223, 224 рабочей тетради и обсудите их в классе.

3)    Составьте и заполните таблицу «Факторы, влияющие на здоровье».

Факторы, влияющие на здоровье

Факторы, влияющие

нездоровье    ГРУппа фактоРов Риска

Условия и образ    Курение, алкоголь, наркотики,

жизни    неправильное (несбалансирован

ное) питание, вредные условия труда, стрессы, гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, злоупотребление лекарствами, непрочность семей, низкий образовательный и культурный уровень, высокий уровень урбанизации

Наследственность,    Предрасположенность

биология человека    к наследственным болезням

Внешняя среда, при-    Загрязнение воздуха, воды, почвы;

родно-климатические    резкая смена атмосферных и клима-

условия    тических условий; повышенные

магнитные,космические и другие излучения; шум; вибрации

Здравоохранение    Неэффективность или отсутствие

профилактических мероприятий; низкое качество медицинской помощи и несвоевременное ее оказание

4.    Санитарно-гигиенические нормы и правила здорового образа жизни. Рассказ-обобщение учителя.

5.    Государство и здоровье населения. Работа учащихся с материалами ЦОР.

II.    Рефлексия. Обобщение и закрепление знаний

1.    Обсуждение заполнения таблицы «Факторы, влияющие на здоровье».

2.    Устная беседа по вопросам рубрики «Проверьте свои знания» на с. 282—283, 286.

3.    Ответы на вопросы заданий 223, 224 рабочей тетради.

4.    Подведение итогов урока: «Что нового узнали сегодня?»

III.    Домашнее задание

Изучить текст учебника на с. 262—263, 281— 285. Ответить на вопросы и выполнить задания. Подготовить сообщения на темы: «Вредные привычки» (с. 274—275 учебника), «Заболевания человека» (с. 276—280 учебника). Подготовиться к групповой работе по теме «Гигиена человека» (см. уроки 62—63).

Задания для групповой работы

1)    Класс делится на группы (по числу мини-проектов о гигиене человека) и получает задание (первая группа — «Гигиена одежды и обуви», вторая группа — «Гигиена питания» и т. д.).

2)    Каждая группа разрабатывает данную тему мини-проекта, используя для этого материалы ЦОР и учебника на с. 286—293.

3)    Изучив материалы текста о гигиене системы органов, обозначенной в задании для работы, группы представляют классу гигиенические правила и нормы, направленные на сохранение здоровья системы органов по плану (см. таблицу «Гигиена человека»).

Гигиена человека

Санитарно-    Гигиенические правила

Система    р

гигиенические

органов    Полезно    Вредно

нормы

для здоровья для здоровья

4) После этого обсуждается информация, представленная каждой группой на защите мини-проектов. Каждая группа задает классу вопрос: что полезного для себя и своего здоровья вы получили из нашего проекта?

Темы для групповой работы распределяет учитель или выбирают группы.

 

Добавил: Админ |
Просмотров: | Размещено до: 04.11.2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar